Памятка для воспитателей по обучению детей описательным рассказам (последовательность обучения от простого к сложному)
консультация по развитию речи
Составление описательного рассказа о предмете (игрушка, картинка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей по обучению детей описательным рассказам (последовательность обучения от простого к сложному)
Составление описательного рассказа о предмете (игрушка, картинка)
«Овощи»
1. Название овоща.
2. Где растёт (в огороде)? Растёт: на земле;∙ под землёй.∙
3. Размер.
4. Цвет.
5. Форма: круглая;∙ овальная;∙ треугольная.∙
6. Каким является на ощупь и на вкус?
7. Способ употребления: варят или жарят;∙ употребляют сырым
«Игрушка»
1. Название игрушки.
2. Цвет.
3. Форма: прямоугольная;∙ квадратная;∙ круглая;∙ овальная;∙ ромбическая;∙ треугольная.∙
4. Строение (составные части).
5. Какая на ощупь (из какого материала сделана)?
6. Способ использования.
«Животные»
1. Название животного.
2. Где живёт: в лесу, возле водоёма, в море (дикое);∙ рядом с человеком (домашнее).∙
3. Размер, возраст: большой (взрослый);∙ маленький (детёныш).∙
4. Цвет меха: длинный;∙ средний;∙ короткий.∙
5. Структура меха: гладкий;∙ волнистый.∙
6. Длина и форма хвоста: короткий;∙ длинный;∙ колечком;∙ пушистый.∙
7. Размер ушей. большие;∙ маленькие;∙
8. Форма ушей
9. Чем питается.
10. Какую пользу приносит человеку, природе?
«Человек»
1. Имя.
2. Пол: мужской;∙ женский.∙
3. Возраст.
4. Рост: высокий;∙ средний;∙ низкий.∙
5. Телосложение: полный;∙ худощавый.∙
6. Цвет глаз.
7. Цвет волос.
8. Одежда.
9. Вкус: любимое время года;∙ любимый праздник;∙ любимый цвет;∙ любимое блюдо.∙ 10. Характер: добрый;∙ злой.∙
11. Мечта.
«Деревья»
1. Название дерева, его вид: хвойное;∙ лиственное;∙ плодовое.∙
2. Где растёт: в саду возле дома;∙ в лесу, в парке, возле воды.∙
3. Строение (корни, ствол, ветки).
4. Толщина ствола: толстый;∙ средний;∙ тонкий.∙
5. Высота дерева: высокое;∙ среднее;∙ низкое.∙
6. Форма листьев: круглая;∙ ромбовидная;∙ треугольная;∙ клинообразная;∙ овальная;∙ удлинённая и узкая;∙ игловидная.∙
Составление описательного рассказа по содержанию картины (пейзаж)
«Времена года»
1. Продолжительность дня и ночи: день длительнее ночи;∙ день и ночь равны;∙ день короче ночи.∙
2. Характерное состояние неба (солнечно, облачно).
3. Изменения, которые происходят на земле: покров (снег; молодая трава, ручьи; цветы; опавшие листья, сухая трава);∙ температура (холодная, тёплая).∙
4. Изменения, которые происходят в растительном мире: деревья спят, выбрасывают почки и цветут, дают плоды, сбрасывают листья);∙ трава (спит, прорастает, появляются первые цветы, появляются ягоды, созревают колосья,∙ сохнет).
5. Поведение животных (спят, или нет; просыпаются, рождают детёнышей; засыпают или нет).
6. Поведение птиц (улетают в тёплые края или остаются дома, возвращаются из тёплых краёв, выводят птенцов).
7. Какую одежду носит человек?
8. Игры и развлечения детей в это время года.
Развитие связной речи.
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.
Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь.
Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:
1. Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.
2. "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
3. "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
4. "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
5. "Что летает, ползает, идет, едет?"
Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
6. Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
7. "Кто где живет?", "Чьи детки?"
8. "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
9. "Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).
Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.
Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия.
В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.
Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.
Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.
1. "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
2. "Какое слово убежало?" (Алеша ел...).
3. "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
4. "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
5. "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
6. "Почемучка" (Почему, нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? ( потому что сам сваливает грузы).
7. Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу)
Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за).
Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?". Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.
Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.
Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:
1. "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
2. "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).
Полезны игры, развивающие описательную речь:
1. "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
2. "Угадай-ка" узнай предмет по описанию.
3. "Небылицы".
4. "Мое любимое животное".
5. "Наши хорошие и плохие дела".
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
ПАМЯТКА К СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО ИГРУШКЕ
1. Активизация памяти. В предварительной беседе педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их.
2. Речевое задание.
Воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть.
3. Для чего используется образец? Образец помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
4. Объяснение структурных компонентов образца. После образца воспитатель объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой: «В начале, я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой».
5. Какой приём помогает усвоить образец педагога. Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.
6. Указания воспитатель даёт в заключении беседы. В заключении беседы педагог даёт указания: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать всё об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом скажите, как вы с ней играете».
7. Оценки детских рассказов. К оценке привлекает всю группу. Он задаёт вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. ( Что в рассказе больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? За что, хотелось похвалить рассказчика?)
Затем воспитатель сам характеризует рассказ его качества. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы.
8. Как воспитатель помогает детям справиться с заданием? Если ребёнок затрудняется начать рассказ, педагог спрашивает о какой игрушке будет говорить и советует, как начать рассказ (можно показать несколько вариантов). Иногда достаточно только подбодрить. Приём совместных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
из опыта работы...
Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи...
Конспект занятия по обучению составлению описательных рассказов на тему «Овощи» с использованием схемы-опоры (ИКТ) для детей старшей логопедической группы с ТНР.
Данный конспект занятия был разработан для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи....
Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...
Обучение детей описательному рассказу от имени предмета
Обучение детей описательному рассказу от имени предметаУчить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.Овладение связными формами высказываний – сложный и длител...
Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....