Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д. дети не могут соединить несколько предложений (составить описательный рассказ из нескольких предложений)
Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» - детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное.
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания. Целью такой работы будет выступать повышение уровня развития монологической, описательной речи детей посредством метода составление описательного рассказа…
Справедливо полагать, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1005.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы П роцесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д . дети не могут соединить несколько предложений (составить описательный рассказ из нескольких предложений) Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» - детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания . Целью такой работы будет выступать повышение уровня развития монологической , описательной речи детей посредством метода составление описательного рассказа … С праведливо полагать, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка . Согласно определению А. М. Бородич - " Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей". Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи коммуникативная формы диалог монолог
Виды монологической речи пересказ рассказ описательный повествовательный творческий Формы рассказывания… описательная сюжетная сравнительный объяснительный
что можно описывать… предмет игрушку одежду профессию в ремя года животных растения Описание - это тип речи, в котором словами изображается (описывается), рисуется какой - то объект. Цель описания - перечислить характерные особенности , свойства, качества объекта.
Виды рассказывания по картине Описание предметных картин Описание сюжетной картины Рассказ по последовательной сюжетной серии картин Описание пейзажной картины и натюрморта Творческий рассказ
Этапы обучения. 1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать предметы, картины и отвечать на вопросы по их содержанию. 2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать предметы, картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу. 3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают предметы, картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины; рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет. Программным содержанием (то есть целью) по составлению описательного рассказа будет следующие: учить ребенка описывать предмет, изображение на картине и т. д.; активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами; закреплять грамматический строй речи
В процессе обучения описательным рассказам дети овладевают умениями правильно подбирать слова , характеризующие особенности изображения; с помощью взрослого находить выразительные средства , устанавливать взаимосвязи цвета и оттенков , определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности , в том числе и языковые ( метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения); в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство , речь - планирование . пытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни. в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания.
Структура занятия : Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить (мотивация) детей к восприятию . 2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы . 3. Часть – итог занятия , где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка . Рефлексия.
Мотивация речевой деятельности – мотивационные установки игровая к оммуникативная (социальные мотивы) м ладший и средний дошкольный возраст с тарший дошкольный возраст
Методические приемы обучения : рассматривание (тактильное обследование) б еседа по содержанию картины ( проблемные вопросы ) план рассказа (коллективное обсуждение плана будущего рассказа ) образец рассказа воспитателя составление рассказа по частям к оллективное составление рассказа (…подгруппами) совместное рассказывание с равнительный рассказ р ассказ сильного ребенка рассказывание по материализованным схемам , моделям (пиктограммы - условное обозначение );
алгоритм - cтрогая последовательность этапов действий, занятия. ассоциативные цепочки (или метод «чепухи»). мнемотехника опорные сигналы - кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов, предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти . вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения ); указания (например, "говори выразительно ") подсказ нужных слов исправление ошибок оценка детских монологов обсуждение последовательности повествования творческие задания.
Этапы обучения… Младший возраст.
Подбор игрушек, предлагаемых для описания дошкольникам, имеет некоторые особенности : игрушки могут быть одинаковыми по названию , но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения . Критерии отбора игрушек н е должны быть мелкими; д олжны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать; б лизки к естественному виду; д олжны быть безопасны. Составление описательного рассказа об игрушке
Этапы… Младший дошкольный возраст по фразовое параллельное описание сопряженное описание коллективное описание Средний дошкольный возраст п араллельное описание п офразовое параллельное описание о писание по схеме о писание по плану Старший дошкольный возраст о бучение художественному описанию о писание пейзажной картины о писание по плану п рием сравнения
Младший возраст (3-4 года ) При описании игрушки используется следующий алгоритм : внесение игрушки в группу до начала занятия . р ассматривание и исследование игрушки; тактильное восприятие ; б еседа с детьми; с овместный рассказ . При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы : р ассматривание ; с равнение; б еседа с детьми; с овместное рассказывание ; в опросы педагога; о бразец рассказа; и гра с этим предметом; х удожественное слово;
Средний возраст ( 4-5 лет ) Методика обучению рассказу – описанию детей 1. Рассматривание игрушки ; 2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею. 3. Образец рассказа воспитателя; 4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; Во второй половине года вводится план рассказа – описания , составленный воспитателем. Теперь методика обучения выглядит так : 1. Рассматривание игрушки ; 2. Вопросы воспитателя; 3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке ; 4. Образец рассказа воспитателя по плану; 5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя; Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты, предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры : 1. Сначала игрушка называется , 2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки. 3. Также перечисляются действия , характерные для игрушки или при обращении с ней.
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов Методика обучению рассказу – описанию детей старшего возраста : л ексико- грамматические упражнения по теме занятия; р ассматривание объекта описания ; в опросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие ; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему ; с оставление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа ; схемы описания . р ассказ сильного ребенка ; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;) р ассказы 4 – 5 детей об объекте ; сравнительные описания , когда одновременно описываются и сравниваются два объекта обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а» , «и» ( т акие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.) п ри составлении загадок образец почти не применяется. В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности , образе жизни, повадках ) .
В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану. Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют. Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы .
Приемы эстетического аспекта (рассматривания пейзажных картин ) использование поэтических произведений р ассматривание в сопровождении музыки использование вопросов одновременное рассматривание двух картин сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. прием возможных следствий специфические вопросы игровые приемы рассказ-образец воспитателя р ассказ ребенка Составление описаний по картине — метод обучения детей описательной речи на основе восприятия. Описать картину значит перечислить ее признаки.
П риемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам : узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что ?»); соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке ?»); оценка ребенком цвета нарисованных предметов , выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка ?») сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению
Игровые приемы: и спользование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек , загадок и пр . « Угадайка » д идактические игры («Волшебный мешочек», «Потерялся ребенок») сюжетно-ролевые игры «Магазин », «Ателье » организация различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов ( сюжетно-дидактические игры «Фотовыставка», «Музей посуды» и др. ) игры-путешествия д раматизация и гра «С подзорной трубой» и гра «Кто в кружочке живет?» разговор « от обратного » с овместное рассказывание «Я начну, а ты закончи..» м етод ассоциативных цепочек (метод «Чепухи»)
Речь детей будет развиваться и совершенствоваться быстрее и лучше, если родители будут активно интересоваться жизнью ребенка, слушать советы воспитателей и консультироваться со специалистами в оказании посильной помощи ребенку если он в ней нуждается.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
из опыта работы...
Обучение детей рисованию в разных возрастных группах .
Консультация для воспитателей "Обучение детей рисованию в разных возрастных группах"...
Методические рекомендации Задачи работы по ознакомлению детей с ПДД в разных возрастных группах
В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различ...
Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рисованию в разных возрастных группах"
Материал для консультации воспитателей по методике изобразительной деятельности...
Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....
Консультация для педагогов МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ
Вторая младшая группа.Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отнош...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада (особенно для детей раннего возраста) должна быть комфортной, так как это способствует сохранению психического здоровья ребенка и эмоционально...