Обучение детей описательному рассказу от имени предмета
консультация по развитию речи
Обучение детей описательному рассказу от имени предмета
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Обучая ребенка рассказыванию, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, совершенствует все стороны речи ребенка.
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: о игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов: фактические (на темы из личного опыта), творческие рассказы.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения.
Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти, ребенок дает описание вещи, игрушки и т.д.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста.
Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения.
В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности, а так же предлагать детям брать на себя роль того или иного предмета «Маша, превратилась в заварной чайник, расскажи о себе».
Для перевоплощения ребенка в предмет, воспитатель должен использовать различные мотивации: «Попали в сказку», «На показ мод», «Выставку автомашин», «Магазин игрушек».
В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, мнемо-таблица, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.
На обдумывание рассказа дается некоторое время.
Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется, помочь начать рассказ.
Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
В конце занятия нужно подчеркнуть, что дети учились рассказывать о предметах, представляя себя этими предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_detey_rasskazyvaniyu.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Обучение детей описательному рассказу от имени предмета
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Обучая ребенка рассказыванию, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, совершенствует все стороны речи ребенка.
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: о игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов: фактические (на темы из личного опыта), творческие рассказы.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения.
Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти, ребенок дает описание вещи, игрушки и т.д.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста.
Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения.
В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности, а так же предлагать детям брать на себя роль того или иного предмета «Маша, превратилась в заварной чайник, расскажи о себе».
Для перевоплощения ребенка в предмет, воспитатель должен использовать различные мотивации: «Попали в сказку», «На показ мод», «Выставку автомашин», «Магазин игрушек».
В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, мнемо-таблица, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.
На обдумывание рассказа дается некоторое время.
Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется, помочь начать рассказ.
Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
В конце занятия нужно подчеркнуть, что дети учились рассказывать о предметах, представляя себя этими предметами.
Доклад на тему:
обучение детей описательному рассказу от имени предмета
Одним из видов описательного рассказа является составление рассказа от имени предмета. Этот вид рассказа более сложный по сравнению с описательными рассказами по таблице, схеме, поэтому используется в старших возрастных группах.
Ребенок может перевоплотиться в любой предмет в соответствии с лексической темой: тема птицы-ребенок птица, тема мебель-ребенок предмет мебели.
Для перевоплощения ребенка в предмет, воспитатель должен использовать различные мотивации: «Попали в сказку», «На показ мод», «Выставку автомашин», «Продуктовый магазин».
Необходимо предложить детям взять на себя роль того или иного предмета «Маша, превратилась в заварной чайник, расскажи о себе».
В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, мнемо-таблица, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.
На обдумывание рассказа дается некоторое время.
Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется, помочь начать рассказ.
Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
В конце занятия нужно подчеркнуть, что дети учились рассказывать о предметах, представляя себя этими предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Обучение составлению описательных рассказов о птицах"
Цель. Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержа¬ние, определять последовательность из¬ложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
из опыта работы...
Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи...
Конспект занятия по обучению составлению описательных рассказов на тему «Овощи» с использованием схемы-опоры (ИКТ) для детей старшей логопедической группы с ТНР.
Данный конспект занятия был разработан для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи....
Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...
Памятка для воспитателей по обучению детей описательным рассказам (последовательность обучения от простого к сложному)
Составление описательного рассказа о предмете (игрушка, картинка)...
Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....