Речевая коммуникация
консультация по развитию речи

     Речевая коммуникация — это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия. Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kommunikatsiya.odt18.16 КБ

Предварительный просмотр:

     Речевая коммуникация — это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия. Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И РЕЧЬ ОБЩЕНИЯ.

Слово «коммуникация» происходит от лат. слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций. В этой работе «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом нашего изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

   Речевая коммуникация — общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.). Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык. Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);

· позитивная самопрезентация (способность произвести хорошее впечатление на собеседника, предполагает владение основами культуры речи).

Формы и типы речевой коммуникации

Формы коммуникации: устная и письменная.

Типы речевой коммуникацииопределяются по ряду признаков.

1. По условиям общения:

а)прямое, или непосредственное, общениес активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменный приказ.);

б) опосредованное общение(выступление на телевидении, в СМИ).

2. По количеству участников:

а) монолог(речь одного человека);

б) диалог(речь двух людей);

в) полилог(речь нескольких человек).

3. По цели общения:

а)информирование;

б)убеждение;

в) развлечение.

4. По характеру ситуации:

а)деловое общение;

б) бытовое общение.

Язык и речь

   Понятия «язык и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение. Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц. Язык– основное средство человеческого общения, существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.  Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. (Примеры изменения языка в 20-ом столетии). Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

Выделяют следующие функции языка:

– коммуникативная функция (язык служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и соответственно реагировать);

– познавательная, или когнитивная, гносеологическая (язык участвует в процессах предметного восприятия и формирования понятий, представлений);

– аккумулятивная (язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей);

– регулятивная, или апеллятивная, воздействующая функция (функция регуляции поведения путем какого-либо побуждения, призыва, запрета и т.д.)

  Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и особенностей ситуации общения. Речь, воплощая языкприменительно к отдельному индивиду, является результатом психофизиологических действий. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Сам язык предназначен для мышления, однако мыслительный процесс совершается и оформляется именно в речи.Л.В. Щерба различает язык и речькаксловарный материалиего коммуникативное воплощение. Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными атрибутами. Сюда относятся экстралингвистика (мимика, жесты), паралингвистика (темп, сила голоса, интонация), кинесика (двигательная характеристика собеседников). Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говорящего, ее целевое назначение, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику. Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность».

     Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между многими, несколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

  1. Речевое общение, его структура

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п.

Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленноФормой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п.

Выделяются два вида поведения:

· вербальное (словесное)

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Речевое общение и коммуникация

Единицы речевого общения.

Основными единицами речевого общения являються:

— речевое событие (обсуждаемое событие)

— речевая или коммуникативная ситуация.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. Речь. Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)

Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что

ее сопровождает (дискурс);

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация» .Внешние барьеры – могут быть связаны с отсутствием звукового или зрительного контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности

В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение...

Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...

Презентация "Речевая развивающая среда в дошкольной группе. Совершенствование речевых коммуникаций ребёнка"

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:1. Речь педагога. 2. Методы и приемы формирования разных сторон речи де...

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»

Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ....

"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"

Как сформировать способы речевой коммуникации?!...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....