"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) по теме
Как сформировать способы речевой коммуникации?!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_solyahovoy_o._n.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая коммуникация Слово коммуникация – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно означает « делаю общим, связываю, общаюсь»,поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов. Классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений: – нарушения средств общения и – нарушения в применении средств общения. К первой группе относятся фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, ко второй – заикание. С клинико-психологической точки зрения выделяются 11 форм речевой патологии: 9 – устной речи (в том числе дизартрия, дислалия , ринолалия , алалия) и 2 письменной ( дисграфия и дислексия ).
Речевое нарушение Речевое нарушение всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Проблеме становления личности детей с дефектами речи уделяли внимание многие психологи и логопеды. Общая черта личности детей с нарушениями речи, по их мнению, заключается в том, что речевой дефект создает измененное положение у всех детей независимо от вида и степени дефекта: они более «другие» и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации, речевого общения.
Как известно, под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью языковых средств организуют совместную деятельность . Языковые и коммуникативные способности, в свою очередь, рассматриваются как высшие психические функции, которые находят свое выражение в языковой и коммуникативной компетентности. При низком уровне языковой способности ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной коммуникации, речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной, трудовой деятельности . Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения.
У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний . Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих возможностей.
Рекомендации при работе с детьми с нарушениями речи Необходимо использовать возможности игровой деятельности, а также: - воспитывать точность, четкость, быстроту реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий; - отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использовать с этой целью различные игровые роли и игровые действия; - формировать чувство коллективизма в играх, воспитывать волю, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности при выполнении действий, используя при этом психотерапевтические возможности игры; - использовать образы персонажей игр, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность, эмоциональную сферу.
Образование детей с нарушениями речи - проведение логопедом подгрупповых и индивидуальных занятий; - коррекция речевого дефекта и подготовка к обучению грамоте; - развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа; - воспитание умений правильно составлять простые распространенные и сложные предложения; - развивать связную речь; - учить составлять рассказ по картине; - развивать словарь путём привлечения внимания к способам словообразования.
Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: - игра - занятия ( физкультура, изо, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка.) - свободный вид деятельности.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: 1) обогащение и активизация словаря ; 2) работа над смысловой стороной слова ; 3) формирование грамматического строя речи ; 4) воспитание звуковой культуры речи ; 5) развитие элементарного осознания языковых явлений ; 6) развитие связной монологической речи ;
Виды занятий по тематике развития речи Пальчиковые игры Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы.) Артикуляционная гимнастика Звуковые игры Дыхательная гимнастика
Лопаточка
Грибок
Заборчик
Трубочка
Парус
Рассказ по картине
Игра «Из чего какой?»
Таким образом – уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...
Особенности образного мышления у детей с дефектами речи
Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи п...
Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи
Из этой статьи Вы узнаете зачем ребенку нужна читетельская коммуникация...
Консультация для родителей: Формирование артикуляционной моторики детей с дефектами звукопроизношения.
Материал предназначен логопедам и родителям для ознакомления и помощи при формировании артикуляционной моторики у детей с дефектами звукопроизношения. Материал содержат как теоретические сведения , та...
Особенности формирования речевых коммуникаций детей с РАС
В презентации раскрывается тема об особенностях формирования речи у детей с аутизмом....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Влияние чтения на развитие речи дошкольников...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Влияние чтения на развитие коммуникативной деятельности дошкольников полготовительной группы в ДОУ...