"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) по теме

Соляхова Оксана Николаевна

Как сформировать способы речевой коммуникации?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_solyahovoy_o._n.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи Выполнила: учитель – логопед Соляхова О.Н. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №460 Пушкинского района, г. Санкт – Петербурга.

Слайд 2

Речевая коммуникация Слово коммуникация – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно означает « делаю общим, связываю, общаюсь»,поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания

Слайд 3

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов. Классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений: – нарушения средств общения и – нарушения в применении средств общения. К первой группе относятся фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, ко второй – заикание. С клинико-психологической точки зрения выделяются 11 форм речевой патологии: 9 – устной речи (в том числе дизартрия, дислалия , ринолалия , алалия) и 2 письменной ( дисграфия и дислексия ).

Слайд 4

Речевое нарушение Речевое нарушение всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Проблеме становления личности детей с дефектами речи уделяли внимание многие психологи и логопеды. Общая черта личности детей с нарушениями речи, по их мнению, заключается в том, что речевой дефект создает измененное положение у всех детей независимо от вида и степени дефекта: они более «другие» и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации, речевого общения.

Слайд 5

Как известно, под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью языковых средств организуют совместную деятельность . Языковые и коммуникативные способности, в свою очередь, рассматриваются как высшие психические функции, которые находят свое выражение в языковой и коммуникативной компетентности. При низком уровне языковой способности ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной коммуникации, речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной, трудовой деятельности . Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения.

Слайд 6

У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний . Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих возможностей.

Слайд 7

Рекомендации при работе с детьми с нарушениями речи Необходимо использовать возможности игровой деятельности, а также: - воспитывать точность, четкость, быстроту реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий; - отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использовать с этой целью различные игровые роли и игровые действия; - формировать чувство коллективизма в играх, воспитывать волю, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности при выполнении действий, используя при этом психотерапевтические возможности игры; - использовать образы персонажей игр, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность, эмоциональную сферу.

Слайд 8

Образование детей с нарушениями речи - проведение логопедом подгрупповых и индивидуальных занятий; - коррекция речевого дефекта и подготовка к обучению грамоте; - развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа; - воспитание умений правильно составлять простые распространенные и сложные предложения; - развивать связную речь; - учить составлять рассказ по картине; - развивать словарь путём привлечения внимания к способам словообразования.

Слайд 9

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: - игра - занятия ( физкультура, изо, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка.) - свободный вид деятельности.

Слайд 10

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: 1) обогащение и активизация словаря ; 2) работа над смысловой стороной слова ; 3) формирование грамматического строя речи ; 4) воспитание звуковой культуры речи ; 5) развитие элементарного осознания языковых явлений ; 6) развитие связной монологической речи ;

Слайд 11

Виды занятий по тематике развития речи Пальчиковые игры Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы.) Артикуляционная гимнастика Звуковые игры Дыхательная гимнастика

Слайд 12

Лопаточка

Слайд 13

Грибок

Слайд 14

Заборчик

Слайд 15

Трубочка

Слайд 16

Парус

Слайд 17

Рассказ по картине

Слайд 18

Игра «Из чего какой?»

Слайд 19

Таким образом – уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Особенности образного мышления у детей с дефектами речи

Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи п...

Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи

Из этой статьи Вы узнаете зачем ребенку нужна читетельская коммуникация...

Консультация для родителей: Формирование артикуляционной моторики детей с дефектами звукопроизношения.

Материал предназначен логопедам и родителям для ознакомления и помощи при формировании артикуляционной моторики у детей с дефектами звукопроизношения. Материал содержат как теоретические сведения , та...

Особенности формирования речевых коммуникаций детей с РАС

В презентации раскрывается тема об особенностях формирования речи у детей с аутизмом....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Влияние чтения на развитие коммуникативной деятельности дошкольников полготовительной группы в ДОУ...