Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Приметы зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет
Тема: «Приметы зимы»
Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по речевому развитию
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет
Тема: «Приметы зимы»
Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.
Задачи:
образовательные:
продолжать работу по расширению и уточнению знаний детей о зимних изменениях в живой и неживой природе;
закреплять представления о взаимосвязи явлений в природе;
закреплять умение составлять предложения и пересказывать по мнемосхеме;
расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
развивающие:
развивать речевую и познавательную активность, произвольное внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, любознательность, причинно-следственные связи, навыки самоконтроля, самооценки;
развивать мелкую моторику.
развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;
способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
продолжать работу над формированием положительно – эмоционального отношения к красоте зимней природы.
Активизация словаря: «покрыты инеем», «сугробы», «гололед», «белоснежная зима».
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе; чтение художественной литературы; рассматривание зимних пейзажей; дидактические игры: «Что зимой бывает или не бывает?»», «Нарисуй портрет зимы», «Подбери слово», «Назови месяцы зимы», «Почемучка», «Когда это бывает?», «Составь предложение (рассказ)» по опорным картинкам, «Четыре времени года», «12 месяцев»; рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Зима»; прослушивание музыкальных произведений о зиме; разучивание пословиц, народных примет о зиме; разучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег », загадывания загадок о зиме.
Оборудование и дидактический материал: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, магнитная доска, картинный и дидактический материал, мнемотаблица «Зима», перфокарты, карандаши, плоскостная модель «солнце», конверт с листочками.
Этап, его продолжитель-ность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Результаты |
Психологичес-кий настрой, 1 мин | -Создать атмосферупсихологичес-кой безопасности,установить зрительный, тактильный контакты. | -Произносит текст приветствия. - Приветст-вует детей. | -Приветствуют друг друга. - Выполняют движения, соответствую-щие тексту. - Проявляют эмоции. - Занимают свои места. | Звучит музыка Психологический этюд «Здравствуй » - «Здравствуй, солнце (руки вверх). Здравствуй, Земля (приседают). Здравствуйте, мои друзья (руки вперед). Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. | - Психологичес-кая готовность к предстоящей деятельности. |
Вводно-организацион-ный этап, 2-3 минуты | - Создать эмоциональ-ный комфорт, доброжелательное отношение друг к другу. -Формировать внутреннюю мотивацию на деятельность. | - Задает вопросы и предлагает для восприятия заведомо ошибочные фразы. - Общается с детьми, -Привлекает внимание к теме НОД. | -Отвечают на вопросы и моделируют правильные высказывания на магнитной доске. - Включаются в игровую ситуацию. | Упражнение «Когда это бывает?» - Вы любите играть? Чтобы узнать тему занятия, давайте поиграем в игру «Когда это бывает? ». - В какое время года идет снег? -Когда дети катаются на санках, лепят снеговиков? - Когда появляются сугробы? - Когда реки покрываются льдом? - Какое время года будет после осени? | - Привлечение направленного внимания. |
Актуализация, 3 минуты | - Актуализи-ровать имеющиеся знания и представления о признаках зимы. - Формиро-вать интерес к содержанию НОД. | Решение проблемной ситуации. Постановка игровой задачи. Направление деятельности воспитанников. Рассказ воспитателя о том, для чего нужна зима. | -Осознают и принимают поставленную задачу. -Участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. - Рассказывают о приметах зимы, выражают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях. | Проблемная ситуация «Почему к нам приходит зима?» Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? Что происходит с природой, животными зимой? Сюрпризный моментРебята нам сегодня в группу пришло письмо из леса. Снеговик не может выбраться из леса. Злая Баба яга придумала ему сложные задания и если он их не выполнит то останется в лесу до самой весны. Поможем снеговику выполнить задания, чтобы он к нам пришел в детский сад в гости. | - Воспроизведе-ние имеющейся информации. - Внутренняя мотивация на деятельность. |
Расширение имеющихся представлений, 5 – 8 минут | - Расширять и уточнять имеющиеся знания и представления о зимних изменениях в природе. - Активизиро-вать словарь детей по теме «Зима». -Упражнять в подборе определений к заданному слову. - Продолжать работу над формировании-емположитель-но – эмоционально-го отношения к красоте зимней природы. - Продолжать совершенство-вать умение устанавливать причинно-следственные связи. | - Объясняет, даёт инструкции. - Организует взаимодейст-вие между детьми в достижении результата. - Обсуждает с детьми. | - Участвуют в беседе, словесных играх, выполняют речевое упражнение. - Отвечают на вопросы. - Составляют связные высказывания. (Зимой идет снег; зимой стоят сильные морозы и т.д.). - Повышают речевую активность. -Устанавлива-ют причинно-следственные связи. - Словарь: «зимняя спячка», «сугробы» | Приёмы активизации самостоятельного мышления детей: ТРИЗ - игра «Хорошо-плохо» - Зимой хорошо, можно кататься на санках, лепить снеговиков, зимой приходит Дед Мороз на елку. - Зимой плохо: стоят сильные морозы, метет метель. Зимой можно простудитсяи заболеть и т. д. Речевое упражнение «Придумай предложение». - Подберите пару картинок так, чтобы они были связаны между собой и придумайте предложение. - Что изображено на картинке? - Предложение начните со слова «Зимой…». Беседа «Нужно ли природе зима?» - Что происходит с животными зимой? Что является причиной этих изменений? | - Воспроизведе-ние имеющейся информации. - Практическое употребление навыка связной речи - Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. |
Динамическая пауза, 2 минуты | Смена вида деятельности, предупрежде-ние утомляемости. | Проводит физкультми-нутку. | - Участвуют в физминутке, выполняют физические упражнения на различные группы мышц. | - Рассказывание предваритель-но заученного текста: "Снеговик пропал" Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены Он куда-то убежал. Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег. Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх. Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги. . | - Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа, 5 – 10 минут
| Развитие связной речи и логического мышления Овладевать умениями пересказывать по картинкам. Развивать долговременной слуховой памяти. | Демонстриру-ет картинки мнемотабли-цы, соответ-ствующие содержанию текста. Вместе с детьми составляет рассказ по картинкам мнемотабли-цы Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. | - Взаимодейст-вуют с другими детьми и педагогом(задаютвопросы, помо-гают, договари-ваются, обме-ниваются таблицами). - Высказывают свое мнение о порядке расположения картинок, основываясь на последовательности рассказа. -Распределяют действия в сотрудничестве. -Устанавлива-ют причинно-следственные связи. - Составляют текст с опорой на мнемотаблицу. -Словарь: («белоснежнаязима», «покрылись инеем», «намело сугробы»). | Дидактическая игра «Что такое зима?» - После, какого времени года приходит зима? - Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно. Выпал снег.. Деревья покрыты инеем. На дорогах гололед. Заяц одел белую шубку. Мороз. Метут метели, воет сильный ветер. Составление рассказов с помощью мнемотаблицы «Зима» - А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом поможет наша помощница-таблица. Игра «Составь предложение» - Рассмотрите таблички о зиме. Каждая табличка - это новое предложение. (Фронтальная, индивидуальная работа). Пример рассказа «Зима» Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки. На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся. | - Овладение умениями составлять рассказ по мнемосхеме. - Воспроизведе- ние имеющейся информации. - Отработка умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Рефлексивно-корригирующий этап, 2 минуты | Формировать навыки самоконтроля. - Корректировать при необходимости деятельность и результат в соответствии с поставленными задачами. | - Проверяет полученные результаты, исправляет возможные ошибки. | Работают с перфокартой, комментируют действия, исправляют ошибки. Выражают свое мнение, объясняют свой выбор. | Индивидуальная работа с перфокартой «Зимние приметы» (2 вида по уровням сложности). | Сформирован-ность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключитель-ный этап. Рефлексия, 3 минуты | Обобщить полученный ребёнком опыт. Сформировать навыки самооценки. | Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненныхзаданий, эмоционального состояния, обсуждает особенностииндивидуаль-ной и совместной работы. | -Высказывают-ся по поводу полученной информации, своего эмоцио-нального состояния; эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности. Обсуждают, анализируют,делятся впечатлениями. | Рефлексивные вопросы. О каком времени года мы говорили? - Какое задание было интересным? - Какие задания показались вам трудными? - Что помогло справиться с заданием? - Чему сегодня научились? - Что узнали нового? - Где это пригодится? - Зачем вы все это делали? - Кому помогли? Педагог: Ребята, Вы выполниливсе задания.и помогли Снеговику, чтобы он мог прийти к нам в гости.Каждому из Вас пришлось бы трудиться очень долго, а все вместе мы дружно справились с этой работой. В конверте лежат снежинки – сюрпризы от Снеговика..До свидания, до новых встреч! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Гостья Зимушка-зима»
Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные сл...
Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности
Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...
Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».
Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....
Конспект НОД (речевое развитие — художественное творчество) в разновозрастной группе (средне-старшая) на тему: «Зиму в гости ждём»
Задачи:обучающие — Учить определять зиму по характерным признакам. Учить подбирать слова, обозначающие признак предмета,отвечающие на вопрос какой? какая? какие?Познакомить детей с приемами нетрадицио...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...
Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию «Ребенок и окружающий мир». Тема : «Зимующие птицы»
данный конспект направлен на решение следующих задач:Образовательные:- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, ...