Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Приметы зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мадеева Марина Валерьевна

Конспект занятия по речевому развитию

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема:  «Приметы зимы»

Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по речевому развитию

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема:  «Приметы зимы»

Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.

Задачи:

образовательные:

продолжать работу по расширению и уточнению знаний детей о зимних  изменениях в живой и неживой природе;

закреплять представления о взаимосвязи явлений в природе;

закреплять умение составлять предложения и пересказывать по мнемосхеме;

расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима»;

развивающие:

развивать речевую и познавательную активность, произвольное внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, любознательность, причинно-следственные связи, навыки самоконтроля, самооценки;

развивать  мелкую моторику.

развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

воспитательные:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

продолжать работу над формированием положительно – эмоционального отношения к красоте зимней  природы.

Активизация словаря:  «покрыты инеем», «сугробы», «гололед», «белоснежная зима».

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе;  чтение художественной литературы;  рассматривание зимних пейзажей;  дидактические игры: «Что зимой бывает или не бывает?»», «Нарисуй портрет зимы», «Подбери слово», «Назови месяцы зимы», «Почемучка», «Когда это бывает?»,  «Составь предложение (рассказ)»  по опорным картинкам, «Четыре времени года», «12 месяцев»; рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Зима»; прослушивание музыкальных произведений о зиме;  разучивание пословиц, народных примет о зиме;  разучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег », загадывания загадок о зиме.

Оборудование и дидактический материал: интерактивное оборудование, мультимедийная  презентация, магнитная доска,  картинный и дидактический материал,  мнемотаблица «Зима», перфокарты, карандаши, плоскостная модель «солнце», конверт с листочками.

Этап, его продолжитель-ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результаты

Психологичес-кий настрой,

1 мин

   -Создать атмосферупсихологичес-кой безопасности,установить зрительный, тактильный контакты.

   -Произносит текст приветствия.  

   - Приветст-вует детей.

   -Приветствуют друг друга.

   - Выполняют движения, соответствую-щие тексту.

   - Проявляют эмоции.

   - Занимают свои места.

Звучит музыка  Психологический этюд «Здравствуй »

«Здравствуй, солнце (руки вверх). Здравствуй, Земля (приседают).

Здравствуйте, мои друзья (руки вперед).

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

   - Психологичес-кая готовность к предстоящей деятельности.

Вводно-организацион-ный этап,

2-3 минуты

   - Создать эмоциональ-ный комфорт, доброжелательное отношение друг к другу.

  -Формировать внутреннюю мотивацию на деятельность.

   - Задает вопросы и предлагает для восприятия заведомо ошибочные фразы.

   - Общается  с детьми,

   -Привлекает внимание к теме НОД.

   -Отвечают на вопросы и моделируют правильные высказывания на магнитной доске.

   - Включаются  в  игровую ситуацию.

   Упражнение «Когда это бывает?»

- Вы любите играть? Чтобы узнать тему занятия, давайте поиграем в игру «Когда это бывает? ».                                 

- В какое время года  идет снег?

-Когда дети катаются на санках, лепят снеговиков?

- Когда появляются сугробы?

- Когда реки покрываются льдом?

-  Какое время года будет после осени?

   - Привлечение направленного внимания.

Актуализация,  

3 минуты

   - Актуализи-ровать имеющиеся знания и  представления о признаках зимы.

   - Формиро-вать интерес к содержанию НОД.

Решение проблемной ситуации.

Постановка игровой задачи.

Направление деятельности воспитанников.

Рассказ воспитателя о том, для чего нужна зима.

-Осознают и принимают поставленную задачу.

-Участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

   - Рассказывают о приметах зимы, выражают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Проблемная ситуация «Почему к нам приходит зима?»

Ребята,  а вы знаете, почему наступает зима? Что происходит с природой, животными зимой?

Сюрпризный моментРебята нам сегодня в группу пришло письмо из леса.  Снеговик не может выбраться из леса. Злая Баба яга  придумала ему сложные задания  и если он их не выполнит то останется в лесу до самой весны. Поможем снеговику выполнить задания, чтобы он к нам пришел в детский сад в гости.

   - Воспроизведе-ние  имеющейся информации.

   - Внутренняя  мотивация на деятельность.

Расширение имеющихся представлений,  

5 – 8 минут

   - Расширять и уточнять имеющиеся знания  и представления о зимних изменениях в природе.

   - Активизиро-вать словарь детей по теме «Зима».

   -Упражнять в подборе определений к заданному слову.

   - Продолжать работу над

формировании-емположитель-но – эмоционально-го отношения к красоте зимней  природы.

   - Продолжать совершенство-вать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  - Объясняет, даёт инструкции.      

  - Организует

взаимодейст-вие между детьми в достижении результата.

   - Обсуждает с детьми.
   - Предостав-ляетвозмож-ность высказать свои мысли, поощряет.

   - Участвуют в беседе, словесных играх, выполняют речевое упражнение.

   - Отвечают на вопросы.  

   - Составляют связные высказывания.

 (Зимой идет снег; зимой стоят сильные морозы  и т.д.).

   - Повышают речевую активность.  

   -Устанавлива-ют причинно-следственные связи.

   - Словарь: «зимняя спячка», «сугробы»

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей: ТРИЗ -  игра «Хорошо-плохо»

- Зимой хорошо, можно кататься на санках, лепить снеговиков, зимой приходит Дед Мороз на елку.

- Зимой плохо: стоят сильные морозы, метет метель. Зимой можно простудитсяи заболеть и т. д.

   Речевое упражнение  

 «Придумай предложение».

- Подберите пару картинок так, чтобы они были связаны между собой и придумайте предложение.

- Что изображено на картинке?

- Предложение начните со слова «Зимой…».

   Беседа «Нужно ли природе зима?»

  - Что происходит с животными зимой? Что является причиной этих изменений?

   - Воспроизведе-ние  имеющейся информации.

   - Практическое  употребление навыка связной речи

   - Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности.

Динамическая пауза,

2 минуты

Смена вида деятельности, предупрежде-ние утомляемости.

   Проводит физкультми-нутку.

   - Участвуют в физминутке, выполняют физические упражнения на различные группы мышц.

   - Рассказывание предваритель-но  заученного текста:

"Снеговик пропал"

Снеговик в лесу пропал                Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены

Он куда-то убежал.                        Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.

Может, испугался волка?                 Обнимают себя руками, изображая страх.

 Может, зайка сбил с дороги?        Показывают руками ушки

И в сугробах тонут ноги?                Поочередно высоко поднимают ноги.

.

   - Снятие напряжения, эмоциональная  и физическая разрядка.

Практическая работа,

5 – 10 минут

 

Развитие связной речи и логического мышления

Овладевать умениями пересказывать по картинкам.

Развивать долговременной слуховой памяти.

Демонстриру-ет  картинки мнемотабли-цы, соответ-ствующие содержанию текста. Вместе с детьми составляет рассказ  по картинкам мнемотабли-цы

Оказание необходимой помощи и

эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

  -  Взаимодейст-вуют с другими детьми и педагогом(задаютвопросы, помо-гают, договари-ваются, обме-ниваются таблицами).

   - Высказывают свое мнение о порядке расположения картинок, основываясь на последовательности рассказа.

-Распределяют действия в сотрудничестве.

  -Устанавлива-ют причинно-следственные связи.

  - Составляют текст с опорой на мнемотаблицу.

-Словарь: («белоснежнаязима», «покрылись инеем»,

«намело сугробы»).

     Дидактическая игра «Что такое зима?»

- После, какого времени года приходит зима?

- Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно. Выпал снег.. Деревья покрыты инеем. На дорогах гололед. Заяц одел белую шубку. Мороз. Метут метели, воет сильный ветер.

Составление рассказов с помощью мнемотаблицы «Зима»

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом  поможет  наша помощница-таблица.

Игра «Составь предложение»

- Рассмотрите таблички о зиме. Каждая табличка - это новое предложение.

(Фронтальная, индивидуальная работа).

Пример рассказа «Зима»
Наступила белоснежная зима. На дорогах намело сугробы. Деревья покрылись инеем. Люди одевают теплые вещи: шубы, валенки и варежки.

Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.

На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.

   - Овладение умениями составлять рассказ по мнемосхеме.

   - Воспроизведе-

ние  имеющейся информации.

   - Отработка  умений работать по правилу и образцу,  слушать взрослого и выполнять  его инструкции.

   Рефлексивно-корригирующий этап,

2 минуты

Формировать  навыки самоконтроля.

-  Корректировать при необходимости деятельность и результат в соответствии с поставленными задачами.

  - Проверяет полученные результаты, исправляет  возможные ошибки.

   Работают с перфокартой, комментируют действия, исправляют ошибки. Выражают свое мнение, объясняют свой выбор.

Индивидуальная работа с перфокартой «Зимние приметы»  (2 вида по уровням сложности).

Сформирован-ность элементарных навыков самоконтроля.

Заключитель-ный этап. Рефлексия,

3 минуты

Обобщить полученный ребёнком опыт. Сформировать навыки самооценки.

    Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненныхзаданий, эмоционального состояния, обсуждает особенностииндивидуаль-ной и совместной работы.

-Высказывают-ся по поводу полученной информации, своего эмоцио-нального состояния; эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Обсуждают, анализируют,делятся впечатлениями.

   Рефлексивные вопросы.

О каком времени года мы говорили?

-  Какое  задание  было

интересным?

- Какие задания показались вам трудными?

 - Что помогло справиться с заданием?

 - Чему сегодня научились?

 - Что узнали нового?

 - Где это пригодится?

 - Зачем вы все это делали?

 - Кому помогли?

Педагог: Ребята, Вы выполниливсе задания.и помогли Снеговику, чтобы он мог прийти к нам в гости.Каждому из Вас пришлось бы трудиться очень долго, а все вместе мы дружно справились с этой работой.

В конверте лежат снежинки – сюрпризы от Снеговика..До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Гостья Зимушка-зима»

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сл...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».

Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....

Конспект НОД (речевое развитие — художественное творчество) в разновозрастной группе (средне-старшая) на тему: «Зиму в гости ждём»

Задачи:обучающие — Учить определять зиму по характерным признакам. Учить подбирать слова, обозначающие признак предмета,отвечающие на вопрос какой? какая? какие?Познакомить детей с приемами нетрадицио...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...

Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию «Ребенок и окружающий мир». Тема : «Зимующие птицы»

данный конспект направлен на решение следующих задач:Образовательные:- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, ...