Открытый просмотр НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Гостья Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Cултанова Майра Айтжановна

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения, составлять звуковой анализ слов.  Активизировать употребление однокоренных слов, слов- синонимов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЛГМАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»

Открытый просмотр НОД

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе №9

на тему: «Гостья Зимушка-зима»

Воспитатель: Султанова М.А.

г.Лангепас

2014-2015 учебный год

Тема занятия: «Гостья зимушка-зима»

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения, составлять звуковой анализ слов.  Активизировать употребление однокоренных слов, слов- синонимов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

         Оборудование: картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, плоскостные елочные игрушки, ленточки, мяч, сундучок.

Ход занятия

Организационный момент.

Письмо.

К нам пришло
Письмо одно.
Было странное
Оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой
Льдинки.
А письмо
Не на листке.
А на беленьком
Снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях
Прилечу.
Запляшу
И закружу.
Снегом землю
Наряжу,
И деревья
И дома…

                                                              И подписано:
                                                                         «Зима».

Что же дальше в письме Зимушка-зима пишет, читаю.

«Дорогие ребята группы №9, я знаю, что вы очень веселые и добрые, умные ребята. Мы с моим давним  другом  Дедом Морозом придем  к вам в гости на праздник  Нового года.

Я развесила у вас в группе елочные игрушки. Игрушки не простые, а с заданиями. Для того чтобы найти эти игрушки, вы должны отгадать загадки. Если вы выполните все задания, произнесете волшебные слова и вы ребята получите  приятный сюрприз. Зимушка-зима»

Да задала нам задачу Зимушка-проказница. Мы дружные ребята,  я думаю, мы справимся с ее заданиями. Ну, давайте, начнем, друзья!

Воспитатель читает загадки.

В дупле живет

Да  орешки грызет(белка)

Длинное ухо, комочек пуха

Прыгает ловко,  грызет морковку (заяц)

Хитрая плутовка
Рыжая головка.

Хвост пушистый –краса

А зовут ее (лиса)

На снегу-то, посмотри. -
С красной грудкой…
(снегири).

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки,

Отгадайте, что за птица,

Называется (синица)

Дети находят игрушки с заданиями. Дети сидят за столами.

А что мы знаем о зиме? Какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)  А что происходят со зверями, птицами с приходом  зимы.

Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.

Назовите животных, которые запасают на зиму корм.

Как называется явление природы, когда идет снег?

Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”

Назовите другие месяцы зимы.

У кого из животных появляются зимой детеныши?

У каких птиц зимой появляются птенцы?

В каких странах нет зимы?

Где самая холодная, суровая зима?

Кто убирает снег на улицах города?

“Какие зимние виды спорта вы знаете?”

Молодцы! Вы очень много знаете о Волшебниц-Зиме! Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку.

Чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Итак, приступаем к выполнению  заданий.

Развитие связной речи Воспитатель достает игрушку и читает задание.

1 задание: Составить рассказ о зиме. Ребята, я вам помогу составить рассказ. Называется рассказ «Гостья зима»

Рассказ воспитателя  «Гостья зима»                                                           «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег.

Дует ветер. Трещит мороз.  Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

На доске мнемотаблица рассказа, показываю и рассказываю.                                                                                                                

Первичное восприятие  рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                            - Чем зима накрыла землю?

-Что происходит зимой?                                                                                                                       - Какие подарки принесла зима?                                                                                           - Для чего людям нужны эти подарки?  

По образцу воспитателя дети повторяют рассказ. (2-3 ребенка). Молодцы!                                                                                      

Физкультминутка Импровизация движений. Разминка «Зима».

Наконец пришла зима.  (Разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

  2 задание «Подбери однородные определения. «Игра с мячом: «Зима какая?»                                                                                                       1.Подбор однородных определений к слову зима:                                             холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.     

2. Подбор образных слов и выражения для описания зимы

3 задание Игра «Придумай слово».  Работа по подгруппам: 

Образование родственных слов.(Игра с ленточками)

1-я группа подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

2-я группа подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

Мимическое упражнение «Вот на улице мороз». 

Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! 
(Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, 
(Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: 
(Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, 
(Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, 
(Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! 
(Топают ногами.)

4 задание игра “Хорошо - плохо” Игра в команде. Развитие речи-доказательства. (Использовать песочные часы)

2 команды «Снежинка» и «Льдинка»

Начинает команда “Снежинка”. За одну минуту она должна будет привести как можно больше доказательств о том, что зима - это хорошо.

Затем, также за 1 минуту команда “Льдинка” приведет как можно больше примеров о том, что зима - это плохо. Будьте внимательны, 2 раза ответы не повторяйте - они не будут засчитываться. (Ответы детей). 

5 задание. Игра «Четвертый лишний». Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.

Воспитатель. Снег, снежинка, снегопад, мороз.

Мороз, жара, холод, стужа.

Санки, снегоход, велосипед, коньки.

Шуба, валенки, шапка, панамка.

Упражнения для глаз «Бабочка»

6 задание. Звуковой анализ слов  на доске (Вика, Саша, Эльдиар) Остальные ребята за столами.

Итог занятия                                                                                                                   - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?                                                                          - Что мы делали?                                                                                                                             - Что Вам понравилось?

Молодцы! Все справились с заданиями. А где, обещанный подарок? Нужно  закрыть глаза и произнести: «Зимушка, мы тебя любим!»  А вот и сюрприз  вам. Зимушка-зима дарит медальоны-снежинки, зимние раскраски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»

конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...

Конспект открытого просмотра НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

Тема: «В гостях у Зимушки-зимы». Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники. Цель: помочь детям запомнить стихотворение Натальи Нищевой «Снегири» с помощью мнемотаблицы. Задачи: Образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной к школе группы. Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима!»

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий для детей подготовительной к школе группы...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Дом для Домовенка Кузи»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группетема: «Дом для Домовенка  Кузи»...

Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе Тема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»

Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группеТема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну книги»

Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью ознакомления детей со сказками....