Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию «Ребенок и окружающий мир». Тема : «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кравченко Елена Михайловна

данный конспект направлен на решение следующих задач:Образовательные:

- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;

- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни;

Развивающие:

-упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании прилагательных с местоимениями;

- расширять словарный запас детей.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Кравченко Е.М.

Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию

«Ребенок и окружающий мир».

Тема : «Зимующие птицы»

Составитель:  Кравченко Е.М.

Цель: развитие представлений детей о зимующих птицах

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;

- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни;

Развивающие:

-упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании прилагательных с местоимениями;

- расширять словарный запас детей.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, презентация с пением птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, загадок о птицах, описание птиц по опорным картинкам.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение О. Высоцкой «Мастерица - зима».

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Воспитатель: Как называют птиц, остающихся на зиму?

(Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а как природа приготовилась к зиме? Как к зиме приготовились реки и озера. (ответы детей). Земля и деревья тоже приготовились к зиме, А вы знаете как? Животные и те приготовились ко встрече с зимой.  А как? (ответы детей). А птицы? Что это за птицы, смелые да выносливые, что зимы не боятся и остаются зимовать. Вы их знаете? Назовите. Интересно узнать: как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот, например, кто это?

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По ночам кочует, коноплю ворует.

(Воробей).

Воспитатель: Верно! А как выглядит?

Слайд № 1. Воробей- маленькая птичка, очень подвижная, с округлой головой, короткой шеей, толстым, яйцевидным туловище, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах). Где они пищу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках). Вы слышали, какие они звуки издают? (Включает аудиозапись). Воробьи селятся стайками. Если «сторож» заметит в небе хищника, кричит «чир-р»- воробьи улетают.

Воспитатель.  Эта птица - непоседа одного с березой цвета. Кто это? (сорока).

Воспитатель: - Как она выглядит?

Слайд № 2. Сорока - крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище «сорока - белобока». Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Летают сороки очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют «сорокой-воровкой?» (любит блестящие вещи, уносит их и прячет).

Где она гнездо устраивает? (в густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шаровидной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? (включает запись). Напоминают эти звуки треск, стрекот.

Воспитатель.- Какую пользу приносят сороки?

Дети: - Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнездах селятся маленькие птицы.

Воспитатель.  Она маленькая птичка, а зовут ее…

(синичка).

Воспитатель: - как она выглядит? (Слайд № 3).

Дети: - На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса – галстучек спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.

Воспитатель : - Где синички устраивают гнезда?

Дети: - В дуплах мелких деревьев, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.

Воспитатель:- Какие звуки они издают? Послушайте. (Звучит аудиозапись). Много ли они насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят).

Воспитатель.  Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. Кто это?

(Снегирь).

Слайд № 4. Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег). Опишите его.

Дети:- Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое, клюв короткий, толстый, черный.

Воспитатель: - Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы). Посмотрите, какая красивая птица - снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается, Послушайте, как она поет!

Воспитатель.Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

(Дятел).

Слайд № 5. Какой красивый! Кто хочет описать его?

Дети: верх тела - головы, шеи, спины и крыльев - у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.

Воспитатель: - Как вы думаете, дятел хорошо летает? (нет). А где проводит большую часть времени? (на дереве). Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен?

Дети: - У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.

Воспитатель:- Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре дерева. Дятла считают санитаром леса.

Воспитатель. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым

Кле -кле-кле поет со свистом?

Дети:- Клест.

Слайд № 6. Опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево- красная, крылья и хвост буро- черные, самка зеленовато- желтая).Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят гнезда для птенцов на деревьях. Как поют клесты? (Кле-кле).

Воспитатель. Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь - кружат 20 пар

И кричат: кар-кар.

Дети:- Ворона.

Слайд № 7. Опишите ее. (Черная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое). Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Давайте поиграем в ворон.

Проводится физ. минутка.

Воспитатель читает стихотворение:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: кар-кар-кар.

(дети бегают, размахивают руками и кричат: кар-кар-кар).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

(дети садятся на корточки, кладут руки под щеку - засыпают).

Воспитатель.  Много интересного вы про птиц знаете! А поиграйте со мной в игру «Кого не стало». ( убирает одну или две иллюстрации птиц, дети отгадывают).

Воспитатель:- Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица… У синицы клюв тонкий, а у дятла… Ворона большая, а воробей… Клест нарядный, а воробей… Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный). Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая). Если у сороки белый бок, то она какая? Если у сороки черный хвост, то она какая? Если у снегиря красная грудь, то он какой?

Про кого из зимующих птиц можно сказать Мой? Моя? Мои? Вы запомнили, кто, как поет?

(Воробей чирикает, сорока стрекочет, ворона каркает, клест свистит, голубь воркует).

Воспитатель:- Какую пользу приносят птицы людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу). Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить).

Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Не богаты их корма-

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР с использованием электронного персонажа. Тема: "Насекомые".

В этом учебном году я прошла несколько Марафонов на Форуме Педагоги России, знакомящих   с возможностями различных интернет- сервисов, программ. Использование полученных знаний позволяет сам...

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно — речевому развитию

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно — речевому развитию. Гончарова К.А.Тема: «Как звери готовятся к зиме»Цель: познакомить детей с понятием дикие животные.Зада...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»

Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества на тему: «Подводный мир»

Формирование у детей первичных представлений о многообразии обитателей подводного мира;  развитие познавательной  и творческой активности детей....

конспект занятия в средней логопедической группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия в средней логопедической группе на тему "Зимующие птицы"...