Статья: "Роль скороговорок в развитии речи детей"
статья по развитию речи (старшая группа)
Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развивать ребенка физически, необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.
В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста. Но в силах родителей предупредить появление многих нарушений, и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. И пользу все получат колоссальную. Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.
Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.
Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.
Совет родителям: если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:
вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).
Предлагаем подборку детских скороговорок:
Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)
1. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
2. Оса боса и без пояса.
3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
8. Евсей, Евсей, муку просей.
9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)
1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.
2. У Маши на кармашке маки и ромашки.
3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей. 2 мыши поплоше несли по 2 гроша.
4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.
5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Скороговорки на звуки Р, РЬ:
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.
6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!
Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф
1. Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
2. Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит
Скороговорки для отработки Л, ЛЬ
1 Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
2. Коля колья колет. Поля поле полет.
3. У елки иголки колки. Иголки колки у елки.
4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»
5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, -искала булавку весь день.
С самыми маленькими детьми лучше всего учить смешные скороговорки в стихотворной форме.
Говорил попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
Существует раздел простых и сложных скороговорок для общего развития речи детей от 5-6 лет.
1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
2. Осип охрип, а Архип осип.
3. Поезд мчится, скрежеща: «Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ».
4. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
5. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
6. Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей
о своем языке, его истории, культуре и традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_portal.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развивать ребенка физически, необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.
В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста. Но в силах родителей предупредить появление многих нарушений, и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. И пользу все получат колоссальную. Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.
Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.
Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.
Совет родителям: если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:
вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).
Предлагаем подборку детских скороговорок:
Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)
1. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
2. Оса боса и без пояса.
3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
8. Евсей, Евсей, муку просей.
9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)
1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.
2. У Маши на кармашке маки и ромашки.
3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей. 2 мыши поплоше несли по 2 гроша.
4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.
5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Скороговорки на звуки Р, РЬ:
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.
6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!
Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф
1. Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
2. Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит
Скороговорки для отработки Л, ЛЬ
1 Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
2. Коля колья колет. Поля поле полет.
3. У елки иголки колки. Иголки колки у елки.
4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»
5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, -искала булавку весь день.
С самыми маленькими детьми лучше всего учить смешные скороговорки в стихотворной форме.
Говорил попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
Существует раздел простых и сложных скороговорок для общего развития речи детей от 5-6 лет.
1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
2. Осип охрип, а Архип осип.
3. Поезд мчится, скрежеща: «Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ».
4. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
5. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
6. Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей
о своем языке, его истории, культуре и традициях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
статья «Роль детского сада в развитии речи детей».
laquo;Роль детского сада в развитии речи детей».Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть ре...
Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...
Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней - чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:«О, как же ты красива!».Речевое развитие занимает одно из...
Статья «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5лет»
АктуальностьВ дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, ко...