Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
статья по художественной литературе (средняя группа)
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:
-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Используемая литература
- Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
- И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_statya_11.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Роль художественной литературы
в развитии речи детей».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:
-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Используемая литература
- Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
- И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как влияет художественное слово, художественная литература на развитие личности ребёнка.
консультация...
Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...
День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...
Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"
Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...
Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Путешествие в страну знаний» (познавательное развитие, речевое развитие, художественная литература, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие) в подготовительной к школе группе
Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе....