Самообразование "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г. Саратова
Утверждаю
Заведующий МДОУ
«Детский сад
комбинированного вида №167»
____________Марченко Н.А.
Приказ 203 от 30.08.2019
План работы по самообразованию
Воспитателя подготовительной логопедической группы «Рябинка»
Романцевич Надежды Александровны
На 2019-2020учебный год
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи»
Саратов 2019
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста
посредством сюжетно – ролевых игр. Изучить способы,
методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить
усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
6. Подобрать сюжетно – ролевые игры по развитию речи.
Актуальность темы:
Тема моего самообразования – «Сюжетно-ролевая игра , как средство развития речи », которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение
правильной связной речью способствует формирование у ребенка
уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада,
так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и
полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность
поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить
необходимую информацию.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь
у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей
существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный
запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность
грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов,
отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, вопервых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со
взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи
дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям,
прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является
средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте
соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают
упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его
дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать
пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться
словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет
богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно
отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра –
основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети
обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с
помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
План работы на 2019-2020 учебные года
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
1.Информационно –ознакомительный - изучение научной, методической литературы, - анализ и обобщение теоретических данных, - разработка комплексно – тематического планирования. | Сентябрь-ноябрь 2019 | 1 Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.-М.: Айрисс-пресс, 2011. – 128с. 2 Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» 3 Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание 1995. -№10. – с 45-47. 4 Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001. 5 Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2007. | Анализ изученной литературы Картотека сюжетно-ролевых игр. |
2 практический -внедрение в практику полученных теоретических знаний. -Работа с детьми и семьей | Ноябрь-декабрь2019г | Беседа: Кто это – строители? Чтение сказки «Три поросенка» Игра – упражнение «Стройка» Сюжетно – ролевая игра: «Строим дом» Раскрытие смысла деятельности строителя. Ознакомление с трудом взрослых. | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Стройка»
Консультация на тему: «Значение Сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» |
Декабрь-январь2019-2020 | Беседа: «Профессия – врач» Экскурсия в медицинский кабинет. Игра – ситуация: «У зубного врача». Дидактическая игра: «Собери аптечку» Сюжетно – ролевая игра: «Поликлиника» Дать представление о смысле деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача. Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Больница» | |
Январь-февраль 2020 | Беседа: «Театр» Рассматривание иллюстраций работников театра. Знакомство с видами театра. Инсценированние сказок: «Колобок», «Лисичка со скалочкой» Дать представление о театре. Развитие интереса к инсценировки, постановке и показе сказок. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Театр» | |
Февраль-март 2020 | Беседа: «Моя семья» Рассматривание иллюстраций и фотографий: «Моя семья» Чтение стихотворений, рассказов. Дидактическая игра: «Кто, что делает?» Игровая ситуация: «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра: «Моя семья» Обобщить знания детей о их семье, о взаимоотношениях в семье, распределение обязанностей. Формирование умение брать на себя, ту, или иную роль. | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Семья» Консультация: «Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях». | |
Март-апрель | Беседа: «Парикмахер - мастер своего дела» Рассматривание иллюстраций: «Вот они работы» Игра-ситуация: «Красивая стрижка» Составление альбома: «Салон красоты» Дидактическая игра: «Что нужно парикмахеру?» Сюжетно – ролевая игра: «Салон красоты» | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» | |
Апрель -май | Беседа: «Продавец и покупатель» Рассматривание иллюстраций Загадывание загадок. Игровая ситуация: «В магазине игрушек» Сюжетно-ролевая игра: «В супермаркете» | Оформление центра сюжетно-ролевой игры «Магазин» | |
3 Обобщающий - обобщение опыта работы по теме самообразования, - анализ результатов работы. | Май 2020 | Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм. | Аналитические справки по мониторингу. Фотоальбом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра как средство развития речи" - деловая игра для педагогов
В данном материале идёт речь о том, как с помощью подвижной игры можно не только развить двигательную активность. но и успешно и эффективно развивать речевую активность дошкольника....
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...