План работы по теме самообразования: «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Город детства»
План работы по теме самообразования:
«Русские народные сказки как средство
развития речи в старшей группе»
Подготовила:Киося Екатерина Георгиевна.
2021-2022г
Актуальность:
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Этапы проработки материала:
| Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Сроки выполнения |
| Сроки выполнения и содержание работи на 2021-2022 учебный год Определение цели, задач, подбор литературы. Насыщение ППРС по теме исследования
-НОД «Что такое сказка?» Досуг «Путешествие в сказочную страну»
- Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
-Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» НОД "У страха глаза велики»
- НОД «Расскажи сказку по картинкам» Изготовление масок для героев сказок
-Пополнение книжного уголка. Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка». Беседа «Моя любимая сказка». НОД «Мир сказок и приключений». Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики»
-Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки»
Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц» Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".
-Чтение и обсуждение сказки «Морозко» Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика». НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты». Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
-Конструирование «Книжек малышек» Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» Презентация альбома "Досье читателя" Конспект интегрированного занятия Мастерская "Живая книга" НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".
-Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди". Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке «Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада. Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»
|
Сентябрь - май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
|
|
|
Перспективное планирование по работе с родителями.
Сроки выполнения и содержание работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка
В жизни вашего ребёнка»
Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»
Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных
сказок
Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной
деятельности
Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»
Консультация для родителей «Русская народная сказка как
средство развития речи дошкольников»
Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"
Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра
Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору
сказок для чтения»
Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".
Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»
Литературная гостиная "Читающая семья".
Памятки «Как и для чего читать детям сказки»
Подготовка атрибутов к театральной постановке.
Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье
читателя".
Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»
Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей
группы «Мама, папа, я — читающая семья»
Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie_na_2021_god.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Город детства»
План работы по теме самообразования:
«Русские народные сказки как средство
развития речи в старшей группе»
Подготовила:Киося Екатерина Георгиевна.
2021-2022г
Актуальность:
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Этапы проработки материала:
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Сроки выполнения | |
Сроки выполнения и содержание работи на 2021-2022 учебный год Определение цели, задач, подбор литературы. Насыщение ППРС по теме исследования -НОД «Что такое сказка?» Досуг «Путешествие в сказочную страну» - Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка рисунков «Моя любимая сказка» -Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» НОД "У страха глаза велики» - НОД «Расскажи сказку по картинкам» Изготовление масок для героев сказок -Пополнение книжного уголка. Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка». Беседа «Моя любимая сказка». НОД «Мир сказок и приключений». Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики» -Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки» Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц» Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». НОД - Лепка "Сестрица Аленушка". -Чтение и обсуждение сказки «Морозко» Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика». НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты». Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». -Конструирование «Книжек малышек» Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» Презентация альбома "Досье читателя" Конспект интегрированного занятия Мастерская "Живая книга" НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". -Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди". Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке «Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада. Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья» | Сентябрь - май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Май | |
Перспективное планирование по работе с родителями.
Сроки выполнения и содержание работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка
В жизни вашего ребёнка»
Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»
Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных
сказок
Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной
деятельности
Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»
Консультация для родителей «Русская народная сказка как
средство развития речи дошкольников»
Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"
Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра
Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору
сказок для чтения»
Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".
Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»
Литературная гостиная "Читающая семья".
Памятки «Как и для чего читать детям сказки»
Подготовка атрибутов к театральной постановке.
Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье
читателя".
Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»
Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей
группы «Мама, папа, я — читающая семья»
Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
Статья «Русские народные сказки как средство развития речи детей младшей группы».
Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое...
Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников
В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....
Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников».
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно ...