План работы по теме самообразования: «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Киося Екатерина Георгиевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 22 «Город  детства»

 

 

 

План работы по теме самообразования:

 

  «Русские народные сказки как средство

       развития речи в старшей группе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:Киося Екатерина Георгиевна.

 

2021-2022г

Актуальность:

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе

 

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

 

Этапы проработки материала:

 

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Сроки выполнения

 

Сроки выполнения и содержание работи на 2021-2022 учебный год

 Определение цели, задач, подбор литературы.

Насыщение ППРС по теме исследования

 

-НОД «Что такое сказка?»

Досуг «Путешествие в сказочную страну»

 

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка

рисунков «Моя любимая сказка»

 

-Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД "У страха глаза велики»

 

- НОД «Расскажи сказку по картинкам»

Изготовление масок для героев сказок

 

-Пополнение книжного уголка.

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У

страха глаза велики»

 

-Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки»

 

Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»

Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией

библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".

 

-Чтение и обсуждение сказки «Морозко»

Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их

характеристика».

НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты».

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый».

 

 

-Конструирование «Книжек малышек»

Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»

Презентация альбома "Досье читателя"

Конспект интегрированного занятия

Мастерская "Живая книга"

НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".

 

-Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке

«Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников

старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

 

 

 

 

 

 

Сентябрь - май

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь 

 

 

 

 

Ноябрь 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

Февраль 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

Перспективное планирование по работе с родителями.

Сроки выполнения и содержание работы на 2021-2022 учебный год

Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка       

 

 В жизни вашего ребёнка»

Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных

сказок

Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной

деятельности

Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»

Консультация для родителей «Русская народная сказка как

средство развития речи дошкольников»

Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"

Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору

сказок для чтения»

Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".

Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Литературная гостиная "Читающая семья".

Памятки «Как и для чего читать детям сказки»

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье

читателя".

Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей

группы «Мама, папа, я — читающая семья»

 

Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_na_2021_god.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 22 «Город  детства»

План работы по теме самообразования:

  «Русские народные сказки как средство

       развития речи в старшей группе»

Подготовила:Киося Екатерина Георгиевна.

2021-2022г

Актуальность:

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Этапы проработки материала:

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Сроки выполнения

Сроки выполнения и содержание работи на 2021-2022 учебный год

 Определение цели, задач, подбор литературы.

Насыщение ППРС по теме исследования

-НОД «Что такое сказка?»

Досуг «Путешествие в сказочную страну»

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка

рисунков «Моя любимая сказка»

-Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД "У страха глаза велики»

- НОД «Расскажи сказку по картинкам»

Изготовление масок для героев сказок

-Пополнение книжного уголка.

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У

страха глаза велики»

-Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки»

Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»

Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией

библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".

-Чтение и обсуждение сказки «Морозко»

Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их

характеристика».

НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты».

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый».

-Конструирование «Книжек малышек»

Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»

Презентация альбома "Досье читателя"

Конспект интегрированного занятия

Мастерская "Живая книга"

НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".

-Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке

«Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников

старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Сентябрь - май 

Сентябрь 

Октябрь 

Ноябрь 

Декабрь 

Январь 

Февраль  

Март

Апрель

 

Май 

Перспективное планирование по работе с родителями.

Сроки выполнения и содержание работы на 2021-2022 учебный год

Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка      

 В жизни вашего ребёнка»

Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных

сказок

Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной

деятельности

Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»

Консультация для родителей «Русская народная сказка как

средство развития речи дошкольников»

Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"

Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору

сказок для чтения»

Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".

Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Литературная гостиная "Читающая семья".

Памятки «Как и для чего читать детям сказки»

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье

читателя".

Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей

группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Статья «Русские народные сказки как средство развития речи детей младшей группы».

Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год         р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников».

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно ...