Программа дополнительного образования "Логоритмика"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-коммуникативной направленности «Логоритмика» для детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_logoritmika.docx | 53.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направления развития воспитанников» Юридический адрес: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул.Р.Горбуновой,23.
Фактический адрес: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Механизаторов, 24
Принята: Педагогическим советом МАДОУ Детский сад 17 Протокол №___________ «_____» _________2022 г. | Утверждена: Заведующий МАДОУ Детский сад 17 ________________С.И. Ряписова Приказ №_______________________ от «____» _________________ 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
познавательно-коммуникативной направленности
«Логоритмика»
Возраст обучающихся 2-3лет
срок реализации: 1год
Составитель:
Строкова Любовь Николаевна
педагог дополнительного
образования
г. Красноуфимск
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
- Пояснительная записка
Направленность программы: познавательно-коммуникативная
Актуальность программы. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» (далее Программа) разработана в в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( в редакции 2013г.); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д); Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области; Уставом МАДОУ Детский сад 17.
Адресат программы: воспитанники 2-3 лет.
Режим занятий: занятия проводятся во вторую половину дня, 1 занятие 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для детей 2-3 лет от 10 до 15 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Набор на занятия осуществляется на свободной основе. Наполняемость оптимальная – 10 человек. Занятия проводятся в групповом помещении.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и сроки реализации программы: 36 учебных часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма реализации образовательной программы представляет собой традиционную модель с использованием инновационных технологии:
∙ Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
∙ «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения.
∙ Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. ∙ Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)
Уровневость программы: традиционная
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть длится 1-2 минуты: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 6-8 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 1-2 минуты: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:
- познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
- социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
- музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
- физическая культура: проводятся подвижные игры;
- коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающим.
Виды занятий:
- Беседы;
- Наблюдения;
- Игры на общение;
В основном занятия по программе проходят в игровой форме, которые состоят из теоретической и практической работы.
Формы подведения итогов: беседа, и наблюдение за сформированностью умений.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики.
Задачи:
Обучающие:
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- формировать двигательные умения и навыки во взаимосвязи с речью;
- формировать у детей навыки социального поведения.
Развивающие:
-развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
-развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
-воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
-воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства;
-воспитывать положительные личностные качества (коллективизм. дисциплину);
- Содержание общеобразовательной программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Осень | 7 | 1 | 6 | Наблюдение за сформированностью умений, беседы |
2 | Встреча с животными | 11 | 1 | 10 | Наблюдение за сформированностью умений, беседы |
3 | Зима, новогодняя ёлка | 7 | 1 | 6 | Наблюдение за сформированностью умений, беседы |
4 | Верные друзья | 6 | 1 | 5 | Наблюдение за сформированностью умений, беседы |
5 | Весна | 5 | 1 | 4 | Наблюдение за сформированностью умений, беседы |
Итого | 36 | 5 | 31 |
Содержание учебного (тематического) плана
Осень
1 «Встреча с белочкой в осеннем лесу»
Теория: Познакомить детей с лесными обитателями; учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать мелкую моторику пальцев рук; учить выполнять имитационные движения по тексту песни
Практика: Песня «Машина» Ю.Слонова, «Дождик» М.Картушина
«Танец с листочками» М.Картушина
Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки»
2 «Сидит белка на тележке»
Теория: -Закрепить знания детей о лесных жителях;
-развивать мускулатуру пальцев рук;
-совершенствовать топающий шаг;
-совершенствовать выразительность движений;
-учить манипулировать с предметами;
-закреплять звукоподражание;
-развивать внимание и быстроту реакции;
-знакомить детей с устным народным творчеством
Практика: Песня «Дождик» М.Картушина, «Машина» Ю.Слонов
«Танец с листочками» М.Картушина
Игра «Прилетела птичка», «Догонялки с мишкой» М.Картушина
Потешка с движениями «Сидит белка на тележке»
Пальчиковая игра «Ладушки»
3 «Кто грибок найдет?»
Теория: -Закреплять знания детей об осени и грибах;
-развивать мелкую и общую моторику;
-подпевать отдельные фразы, одновременно выполняя имитационные движения;
-учить выполнять движения, согласовывая их с текстом и музыкой;
-учить действовать с предметами;
-учить ориентироваться в пространстве;
-совершенствовать лёгкий бег;
-закреплять звукопоражательные интонации;
-развивать внимание и быстроту реакции
Практика: Пальчиковая игра «Ладушки»
Песня с движениями «Дождик» М.Картушина
«Танец с листочками» М.Картушина
Игра «Прилетела птичка»,
«Догонялки с Мишкой» М.Картушина
Песня «Зайка» р.н.п., «Машина» Ю.Слонов
Стихотворение с движениями «Поехали»
4 «Гости»
Теория: -Познакомить детей со смыслом слова «гости»;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать чувство ритма и темпа;
-учить ориентироваться в пространстве;
- развивать внимание и быстроту реакции
-познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слух
Практика: Пальчиковая игра «Ладушки»
Упражнение для ног «Ноги и ножки» В.Агафонников
Песня «Зайка» р.н.п.,Ю.Слонов «Машина»
Песня с движениями «Дождик» М.Картушина
Игра «Прилетела птичка», «Догонялки с мишкой» М.Картушина
Стихотворение с движениями «Поехали»
«Танец с листочками» М.Картушина
Игра на муз.инструментах «Весёлый бубен»
5 «В огороде заинька»
Теория: -Познакомить детей с понятием «огород»;
-совершенствовать спокойную ходьбу и топающий шаг;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-учить соблюдать простейшие правила игры
Практика: Упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников
Песня «В огороде заинька» В.Карасёва, «Зайка» р.н.п
Пальчиковая игра «Ладуши»
Игра на муз.инструментах «Весёлый бубен» М.Картушина
Игра «Заинька» М.Картушина
Песня с движениями «Дождик» М.Картушина
«Машина» Ю.Слонов
6 «Зайкина капуста»
Теория: -Закреплять знания детей по теме «Овощи», «Осень»;
-развивать мелкую моторику;
-закреплять навык ритмичной игры на бубне;
-развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве;
-учить соблюдать правила игры;
-совершенствовать простые танцевальные движения: хлопки, притопы ногой;
-учить передавать в движении образ зайчика
Практика: Пальчиковая игра «Ладушки»
Игра на муз.инструментах «Весёлый бубен» М.Картушина
Песня с движениями «Дождик» М.Картушина
Игра «Солнышко и дождик» М.Раухвергер, «Заинька» М.Картушина
Танец с листочками
Песня «В огороде заинька» В.Карасёва, «Зайка» р.н.п.
Стихотворение с движениями «Поехали»
Упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников
7 «Лучшая игра»
Теория: -Познакомить детей с внешним видом и повадками кота;
-эмоционально откликаться на песню ласкового характера;
-побуждать к звукоподражанию;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную
-учить передавать игровой образ (мышки)
Практика: Песня с движениями «Котенька» М.Картушина
Игра «Солнышко и дождик» М.Раухвергер, «Заинька» М.Картушина,
«Кот и мыши»
Упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников
Пальчиковая игра «Утёнок»
Песня «Зайка» р.н.п.
Двигательное упражнение «Белочки»
Встреча с животными
8 «Утенок и его друзья»
Теория: -Познакомить детей со значением слова «дружба»;
-развивать тембровый слух;
-учить элементарным навыкам игры на бубне;
-развивать мелкую моторику;
-закреплять спокойную ходьбу и лёгкий бег;
-побуждать детей подпевать песню;
-воспитывать добрые отношения к птицам;
Практика: Игра на муз.инструментах «Весёлый бубен» М.Картушина
Двигательное упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников
Пальчиковая игра «Утёнок»
Песня «Вороны» Е.Тиличеева
Игра «Прилетела птичка», «Кот и мыши» М.Картушина, «Солнышко и дождик» М.Раухвергер
Песня с движениями «Котенька», «Дождик» М.Картушина Игрушки:
9 «Про кота»
Теория: -Закреплять знания детей о коте;
-учить петь ласково, напевно, без напряжения;
-закреплять основные виды движений;
-учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение
-учить имитировать ходьбу кота
Практика: Песня с движениями «Котенька» М.Картушина
Двигательное упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников, «Белочки»
Пальчиковая игра «Утёнок»
Игра «Кот и мыши» М.Картушина
Танец «Весёлая пляска» М.Картушина
Песня с движениями «Дождик»
10 «Кот Василий»
Теория: -Закреплять знания детей о коте;
-учить ритмично маршировать, соблюдая пространственные ориентиры;
-учить выразительному исполнению танцевальных движений и менять их в зависимости от текста песни;
-развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном;
-учить элементарным навыкам игры на барабане;
-развивать мелкую моторику;
Практика: Песня с движениями «Котенька» М.Картушина,
«Колыбельная» р.н.п.
Игра «Кот и мыши»
Танец «Весёлая пляска» М.Картушина
Игра на муз.инструментах «Марш» Е.Тиличеева
Пальчиковая игра «Пышка»
Релаксация
11 «Кот и кошка»
Теория: -Познакомить детей с котом и кошкой: их внешним видом, повадками;
-побуждать детей петь напевно, протяжно, без напряжения, не обрывать окончания музыкальных фраз;
-учить передавать в игре игровой образ;
-развивать внимание, быстроту реакции, легко бегать, стараясь не наталкиваться друг на друга;
-развивать мелкую и общую моторику;
Практика: Игра на муз.инструментах «Марш» Е.Тиличеева
Песня с движениями «Котенька» М.Картушина, «Колыбельная»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Пальчиковая игра «Пышка», «Утёнок»
12 «Зайкин дом»
Теория: -Закреплять знания детей о зайке;
-воспитывать доброе отношение к зайцу;
-побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца;
-согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения;
-развивать мелкую моторику;
-учить двигаться хороводным шагом, соблюдая круг
Практика: Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Песня «Заинька» М.Красев
Двигательное упражнение «Зайчики»
Пальчиковая игра «Пышка»
Игра на муз.инструментах «Бубен и погремушки»
Новогодний хоровод (по выбору)
Игра «Зайцы и волк» М.Красев
Песня с движениями «Колыбельная» М.Картушина
13 «Лошадка»
Теория: -Закреплять знания детей о лошадке;
-закреплять умения делать самомассаж;
-развивать динамический слух;
-совершенствовать прямой галоп;
-закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;
-развивать мелкую и общую моторику;
-эмоционально откликаться на песню весёлого характера, сопровождать слушание движениями по тексту песни;
Практика: Двигательное упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Стихотворение с движениями «Потягушечки»
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Игра «Прокати нас, лошадка!» В.Агафонников
Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян
Песня «Игра с лошадкой» И.Кишко, «Лошадка» М.Раухвергер
«Танец с флажками» М.Картушина
14 «Котенок и щенок»
Теория: -Закреплять знания детей о собаке и кошке (их внешний вид, повадки, голос);
-согласовывать пение и подпевание с выполнением движений;
-развивать звуковысотный и ритмический слух;
-учить в пении чётко пропевать гласные звуки;
-развивать мелкую моторику;
-развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков;
-учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом;
-учить детей расслаблять весь организм
Практика: Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду»
Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки»
Песня «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева, «Собачка» И.Арсеева
Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Танец «Раз-два» М.Картушина
Релаксация
15 «Про собачку»
Теория: -Закреплять знания детей о собаке (о внешнем виде и о её роли в жизни человека);
-воспитывать доброе отношение к животным;
-развивать мелкую моторику в сочетании с музыкой;
-учить сочетать движения с музыкой и текстом;
-развивать выдержку и быстроту реакции;
-учить ориентироваться в пространстве;
-учить выполнять движения танца ритмично и выразительно;
-учить расслаблять весь организм
Практика: Песня «Собачка» И.Арсеева
Пальчиковая игра «Коготки»
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко
Игра «Бобик и птички», «Плескалочка»
Танец «Раз-два!» М.Картушина
Релаксация
16 «Про петушка»
Теория: -Закреплять знания детей о петушке;
-развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;
-выразительно исполнять образные танцевальные движения;
-подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями;
-развивать быстроту и стремительность бега;
-совершенствовать простые танцевальные движения: лёгкий бег по кругу, хлопки в ладоши, кружение. «фонарики»;
-учить петь, правильно интонируя скачок мелодии в потешке, сопровождать пение движениями;
-развивать ритмический и тембровый слух
Практика: Пальчиковая игра «Бычок»
«Танец уточек» М.Картушина
Игра «Прогоним курицу» чеш.н.и.
Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева
Прибаутка с движениями «Петушок»
Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
17 «Уточка и курочка»
Теория: -Закреплять знания детей о домашних птицах и животных;
-совершенствовать самостоятельное пение, работать над дикцией и чёткой артикуляцией;
-развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с музыкой;
-закреплять танцевальные движения: «сапожки», «притопы», добиваться ритмичности и правильности исполнения;
-учить детей инсценировать песню, подпевать отдельные интонации;
-развивать тембровый слух и навыки элементарного музицировнаия
Практика: Прибаутка с движениями «Петушок»
Стихотворение с движениями «Петушок»
Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева
Песня «Цыплята» А.Филиппенко
Пальчиковая игра «Бычок», «Цыпа-цыпа»
«Танец уточек» М.Картушина
Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
18 «Цыплячий переполох»
Теория: -Закреплять знания детей о домашних животных и птицах;
-учить детей инсценировать песню, подпевать отдельные интонации;
-приобщать детей к устному народному творчеству;
-выразительно передавать образ курицы, учить играть самостоятельно, придерживаясь правил, текста и музыкального сопровождения;
-развивать мелкую моторику;
-развивать тембровый слух и навыки элементарного музицировнаия Практика: Прибаутка с движения «Петушок»
Песня с движениями «Цыплята» А.Филиппенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
Стихотворение с движениями «Петушок»
«Танец уточек» М.Картушина
Игра «Прогоним курицу» чеш.н.и.
Пальчиковая игра «Бычок»
Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеев
Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
Зима
12 «Утки – беленькие грудки»
Теория: -Закреплять знания детей о Зиме;
-познакомить детей с уткой;
-развивать моторику рук;
-учить согласовывать текст с движениями;
-закреплять навык ритмичной ходьбы (марш);
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-совершенствовать простейшие танцевальные движения
Практика: Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Игра на муз.инструментах «Марш» Е.Тиличеевой
Пальчиковая игра «Утёнок», «Пышка»
Танец «Весёлая пляска» М.Картушина
13 «Зайчик в гостях у ребят»
Теория: -Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой;
-воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-учить выполнять имитационные движения и звукоподражания;
-развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка);
-учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения;
-учить крадущейся ходьбе
Практика: Стихотворение с движениями «Снежный дом», «Падает снежок»
Песня «Заинька» М.Красев
Пальчиковая игра «Пышка»
Игра на муз.инструментах «Бубен и погремушки» М.Картушина
Игра «Заинька» М.Картушина
Танец «Весёлая пляска»
Песня с движениями «Колыбельная»
15 «Белкина помощница»
Теория: -Познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год;
-развивать тембровый слух и элементарные навыки игры на бубне и погремушке;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворения;
-развивать мелкую и общую моторику рук;
-побуждать детей к звукоподражанию;
-учить пропевать гласные звуки;
-учить выполнять движения согласно тексту и музыке,
-закреплять навык хороводного шага
Практика: Игра на муз.инструментах «Бубен и погремушки»
Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Игра «Волк и зайцы» М.Красев
Песня с движениями «Дед Мороз» М.Картушина
Пальчиковая игра «Пышка»
Новогодний хоровод (по выбору)
16 «Чудо – ёлка»
Теория: -Закреплять знания детей о зиме, Новом годе и Деде Морозе;
-закреплять пластичные движения рук;
-учить передавать в танце образные движения;
-создавать радостное, праздничное настроение;
-развивать быстроту реакции и слуховое внимание
Практика: Стихотворение с движениями «Падает снежок»
Игра на муз.мнструментах «Бубен и погремушки»
Двигательное упражнение «Белочки и зайчики»
Пальчиковая игра «Ёлочка»
Песня с движениями «Дед Мороз» М.Картушина
Игра «Зайцы и волк» М.Красев
Новогодний хоровод (по выбору)
17 «Подарки Дедушки Мороза»
Теория: -Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-закреплять основные виды движений;
-учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения;
-учить играть на колокольчиках;
-учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук;
-в игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры;
-учить согласовывать речь, музыку и движения
Практика: Пальчиковая игра «Ёлочка»
Двигательное «Лесные гости», «Белочки и зайчики»
Новогодний хоровод (по выбору)
Игра на муз.инструментах «Тихие и громкие погремушки» укр.н.м.
Песня с движениями «Птичка» Т.Попатенко, «Дед Мороз» М.Картушина
Игра «Зайцы и волк» М.Красев
Стихотворение с движениями «Падает снежок» Украшенная елка;
18 «Птичья ёлка»
Теория: -Познакомить детей с лесными птицами;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-побуждать к звукоподражанию;
-развивать динамический слух;
-закреплять основные виды движений;
-учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром;
-развивать внимание и быстроту реакции
Практика: Пальчиковая игра «Ёлочка»
Новогодний хоровод (по выбору)
Песня с движениями «Птичка» Т.Попатенко
Игра на муз.инструментах «Тихие и громкие погремушки» укр.н.м.
Двигательное упражнение «Лесные гости»
Игра «Кот и птички»
19 «Мороз и птички»
Теория: -Познакомить детей с жизнью зверей и птиц зимой;
-закрепить знания детей о Деде Морозе;
-совершенствовать основные виды движений;
-развивать мелкую и общую моторику рук;
-учить передавать игровой образ;
-учить реагировать на смену музыкального сопровождения соответствующими движениями
Практика: Песня с движениями «Дед Мороз» М.Картушина,
«Птичка» Т.Попатенко
Игра «Санки», «Кошка и птички»
Двигательное упражнение «Лесные гости»
Пальчиковая игра «Лепёшки»
Верные друзья
20 «Танюшка»
Теория: -Закрепить знания детей о режиме дня;
-развивать пластичность мышц организма;
-развивать мелкую моторику;
-закреплять хороводный шаг и ориентировку в пространстве;
-учить строить в пары (санки);
-побуждать к звукоподражанию;
-учить расслаблять весь организм;
-учить сочетать речь, музыку и движения
Практика: Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
Пальчиковая игра «Лепёшки»
Игра «Тихие и громкие погремушки», «Санки», «Кошка и птички»
Песня с движениями «Дед Мороз» М.Картушина, «Птичка» Т.Попатенко
Релаксация
21 «Вкусная каша»
Теория: -Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;
-закреплять знания о домашних птицах и животных;
-развивать общую и мелкую моторику;
-сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой;
-учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями;
-учить гусиному шагу;
-развивать динамический слух;
-создавать радостное, непринуждённое настроение
Практика: Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
Игра «Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева
Пальчиковая игра «Лепёшки»
Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян,
«Птичка» Т.Попатенко
Двигательное упражнение «Гусь»
Песня «Собачка» М.Раухвергер
Подвижная игра «Кошка и птички»
22 «Алёнушка и лошадка»
Теория: -Закреплять знания детей о режиме дня и гигиенических правилах;
-учить навыку самомассажа;
-развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек;
-развивать мелкую моторику, согласовывая её с музыкой;
-закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;
-развивать ритмический и динамический слух;
-работать над подвижностью языка
Практика: Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
Игра «Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева, «Прокати нас, лошадка!» В.Агафонников
Пальчиковая игра «Лепёшки», «Цыпа-цыпа»
Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян
24 «Капризная внучка»
Теория: -закреплять знания детей о домашних животных;
-воспитывать у детей доброе и нежное отношение к бабушке;
-совершенствовать навык самомассажа;
-закреплять основные виды движений;
-учить подпевать, соблюдая ритм и интонацию песни;
-развивать мелкую моторику под музыкальное сопровождение;
-развивать динамический слух;
-учить исполнять звукоподражания в сочетании с движениями;
-учить выразительно танцевать с предметами (флажками)
Практика: Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Игра «Плескалочка»
Песня «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Бобик» Т.Попатенко
Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа»
Дидактическая игра «Тихо-громко» Е.Тиличеева
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Танец с флажками. М.Картушина
25 «Хозяюшка»
Теория: -Знакомить детей с праздником 8 Марта;
-воспитывать любовь к бабушке;
-закреплять основные виды движений;
-закреплять навык самомассажа;
-развивать мелкую моторику;
-учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений
Практика: Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду»
Песня «Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер,
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа», «Оладушки»
Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Пирожок» Е.Тиличеева
Танец «Раз-два!» М.Картушина
29 «Верные друзья»
Теория: -Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу;
-приобщать детей к устному народному творчеству;
-побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией;
-учить сочетать пение и движения;
-учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца;
-развивать над выразительностью и ритмичностью движений;
-совершенствовать высокую ходьбу и прямой галоп;
-учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения;
Практика: Прибаутка с движениями «Петушок» р.н.п.
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
Игра «Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников
«Танец уточек» М.Картушина
Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
Танец «Ра-два!» М.Картушина
Весна
28 «Таня пропала»
Теория: -Закреплять знания детей о весне;
-закреплять знания детей о поведении в окружающем мире;
-развивать навык самомассажа;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-учить выполнять движения согласно игровому образу;
-учить сочетать движения с речью и в зависимости от этого менять их;
-учить выполнять движения танца ритмично, согласно музыки и тексту песни
Практика: Упражнение «Наша дочка»
Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки», «Цыпа-цыпа»
«Танец уточек» М.Картушина
Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова, «Бобик» Т.Попатенко
Игра «Бобик и птички», «Плескалочка»
Танец «Раз-два!» М.Картушина
33 «Радуга – горка»
Теория: -Закреплять знания детей о весне;
-дать понятие «радуга»;
-учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту;
-развивать тембровый слух и элементарное музицирование;
-согласовывать движения с текстом стихов;
-развивать мелкую моторику;
-учить детей брать на себя роль волка и передавать в характерных движениях;
-развивать быстроту реакции и внимание
Практика: Песня «Дождик» р.н.п.
Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
Прибаутка с движениями «Петушок»
Стихотворении с движениями «Петушок»
Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
Пальчиковая игра «Улитка»
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Игра «Дети и волк» М.Картушина
34 «Майский день»
Теория: -закреплять знания детей о весне;
-познакомить с лесными обитателями;
-учить ориентироваться в пространстве;
-учить быстроте реакции и вниманию, движения менять согласно тексту песни;
-передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений;
-развивать мелкую моторику;
-учить сочетать речь, движение и музыку;
-учить петь без поддержки взрослого, правильно интонируя мелодию, работать над дыханием и дикцией;
Практика: Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М.Раухвергер, «Перепрыгни через лужи»
Игра «Бобик и птички», «Дети и волк» М.Картушина
«Танец пчёл» М.Картушина
Пальчиковая игра «Улитка»
35 «Про зеленую лягушку»
Теория: -Ззакрепить знания детей о весне, лягушке;
-развивать мелкую моторику;
-упражнять в спокойной ходьбе и ориентировке в пространстве;
-передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений;
-учить передавать игровые образы, согласно музыки и тексту песни;
-упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист);
-побуждать к звукоподражанию;
-учить детей расслаблять организм
Практика: Пальчиковая игра «Улитка»
Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М.Раухвергер, «Устали наши ножки» Т.Ломова
Игра «В лесу», «Дети и волк», «Лягушки и аист» М.Картушина
«Танец пчёл» М.Картушина
Пальчиковая игра «Лягушка»
Стихотворение с движениями «Дождик»
Песня «Дождик» р.н.п.
Релаксация
36 «После дождя»
Теория: -закреплять знания детей о весне, дожде и радуге;
-развивать чувство ритма;
-развивать выразительность образных движений;
-совершенствовать основные виды движений;
-развивать мелкую моторику;
-учить расслаблять весь организм
Практика: Стихотворение с движениями «Дождик»
Песня «Дождик» р.н.п.
«Танец пчёл» М.Картушина
Пальчиковая игра «Улитка», «Лягушка»
Игра «В лесу», «Лягушки и аист», «Дети и волк» М.Картушина
Двигательное упражнение «Устали наши ножки» Т.Ломова
Релаксация
Планируемый результат освоения программы
Метапредметные результаты:
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах
речевой и музыкальной деятельности.
∙ обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
∙ планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
∙ управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
∙ формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
∙ осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
∙ активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления здоровья;
∙ проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
∙ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
Предметные результаты:
∙ двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
∙ ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
∙ выполнять дыхательные упражнения;
Раздел 3. Организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022 – 2023 | сентябрь- 2022г. | май -2023г. | 36 | 36 | 36 | Во вторую половину дня |
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и материалы для занятий по программе «Логоритмика»
можно разделить на следующие виды:
1. Мебель (обстановка);
2. Музыкальное оборудование;
3. Спортивное;
4. Игровое;
Мебель:
доска, мольберт, детские стульчики и столики, ковровое покрытие
Музыкальные инструменты и оборудование:
колонка, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, металлофон,
барабан, колокольчики
Спортивное:
гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые
(надувные), массажные мячики, мешочки с песком
Игровое:
Игрушки, сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчики/флажки,
«Сюжетные» шапочки/детали (хвосты, уши, крылья…)
Кадровые условия реализации программы
Должность | ФИО | Образование | Стаж | Квалификационная категория | Курсы повышения квалификации |
Педагог дополнительного образования | Строкова Любовь Николаевна | Среднее специальное | 36 лет | первая |
Методические материалы
При обучении детей используются следующие методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
- Метод игры (дидактические игры, подвижные игры, на развитие внимания, памяти, игры на общение, игровой массаж).
- Практический (выполнение задания на заданную тему, наглядно, словесно, по инструкции.)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, игрушек.
- Показ мультимедийных материалов.
- В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Инструкции:
Процесс обучения строится с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, непрерывности, адаптивности, культуросообразности, природосообразности, практической направленности.
Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных технологий: игровые, развивающее обучение.
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников по программе осуществляется согласно учебного (тематического) плана.
1. Наличие навыков социального поведения:
- По примеру педагога и родителей дети приветствуют, прощаются, вежливо обращаются к педагогу и другим детям;
2. При помощи взрослого или самостоятельно дети выполняют упражнения:
- движение в хороводе в разных направлениях,
- показ подражательных движений;
- выполнение манипуляций с предметами (шумовые инструменты, мячи, игрушки, ленты, муляжи и т.д.);
- выполнение пальчиковых упражнений; - участие в играх.
Список используемой литературы:
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в дошкольной образовательной организации «Игровая логоритмика для детей»
Программа «Игровая логоритмика для детей», представленная в данном издании, - предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2.5 до 5-6 лет в условиях ДОУ. Данное издани...
Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...
Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей 5-6 лет
Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей 5-6 лет...
Программа дополнительного образования "Логоритмика".
Программа дополнительного образования "Логоритмика"....
Рабочая программа дополнительного образования «Логоритмика» для детей от 2 – 3 лет
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаем...
Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей старшего дошкольного возраста
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...
Программа дополнительного образования "Логоритмика"
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого ра...