Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус. Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, 4 общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_podgotovitelnaya.docx | 704.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Паспорт программы
2.Пояснительная записка
2.1.Актуальность программы
2.2.Новизна программы
2.4. Цель и задачи программы
2.5. Принципы программы
2.6. Формы и режим занятий
3.Ожидаемые результаты
4. Учебный план
5.Учебно-тематический план
6. Перспективный план занятий.
7. Материально-технические средства оснащения
при реализации программы
8. Литература
1.Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Логоритмика» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Лапштаева Е. В. |
Организация-исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, ул. Маринина, 34 А |
Цель программы | Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к научно-техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ТИКО – конструированием. |
Направленность программы | познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | 5-6 лет По окончании дети должны знать и уметь: •называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры; •иметь представление о различных видах многоугольников; -ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»; -сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам; -конструировать различные виды многоугольников; -ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; -считать и сравнивать числа от 1 до 10; -конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу. |
2.Пояснительная записка
2.1. Актуальность программы
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус. Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, 4 общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, 5 его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
2.2. Новизна программы
Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровьесберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Занятия по данной программе способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса. Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
Отличительной особенностью данной программы в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
2.3. Цель и задачи программы
Цель программы: корректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
• формировать правильную артикуляцию звуков;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать творчество и инициативу.
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.
2.4. Принципы программы
В основу работы по программе положены следующими принципами:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
2.5.Формы и режим занятий
Формы организации педагогического процесса:
- организованная образовательная деятельность;
- работа с детьми по подгруппам;
- индивидуальная работа с детьми;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет.
Состав группы – постоянный.
Программа рассчитана на один года обучения.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 минут, два раза в неделю. В течение учебного года проводиться 62 занятия.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
-Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
-Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
-Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они 12 подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
-Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
-Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
-Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
-Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
-Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
-Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
-Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
-Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
-Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
-Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
-Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
-Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Методы обучения:
- наглядный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
3. Ожидаемые результаты:
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
-Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
-Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
-У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
-Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка.
-Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
-Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
-Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
-Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
-Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
-Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Общее количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика |
1 | Ознакомление со структурой занятия | 0,5 | 0,5 | 0 |
2 | Ориентирование в пространстве | 3 | 1 | 2 |
3 | Развитие кинестетических ощущений | 3 | 1 | 2 |
4 | Регуляция мышечного тонуса | 3 | 1 | 2 |
5 | Развитие артикуляционного аппарата | 3,5 | 1,5 | 2 |
6 | Развитие правильного звукопроизношения | 3 | 1 | 2 |
7 | Формирование правильного физиологического и речевого дыхания | 2 | 1 | 1 |
8 | Фонопедические упражнения | 3 | 1 | 2 |
9 | Развитие фонематического слуха и слухового внимания | 2 | 1 | 1 |
10 | Развитие просордики | 2 | 1 | 1 |
11 | Развитие мелкой моторики | 3 | 1 | 2 |
12 | Развитие зрительного внимания | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 31 | 12 | 19 |
5. Учебно-тематический план занятий
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика |
1 | «Школа» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
2 | «Паровозик из Ромашково» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
3 | «Спор овощей» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
4 | «Какое варенье, какой компот» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
5 | «В гостях у Лесовичка» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
6 | «Лес осенью» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
7 | «Новый каравай» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
8 | «Осеннее настроение» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
9 | «Вальс бабочек» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
10 | «У бабушки в деревне» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
11 | «Лягушка-путешественница» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
12 | «Птичья кладовая» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
13 | «Почему медведь зимой спит?» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
14 | «Где обедал воробей» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
15 | «В доме моем» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
16 | «Мамины помощники» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
17 | «Край родной» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
18 | «Чем пахнут ремесла» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
19 | «Кем быть?» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
20 | «Орудия и инструменты» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
21 | «Вершки-корешки» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
22 | «Новоселье» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
23 | «Игрушки» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
24 | «Снеговик принес письмо» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
25 | «Приключения вороны» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
26 | «Домик» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
27 | «Машина каша» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
28 | «Как ворона Снегурочкой стала» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
29 | «Новогодний праздник» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
30 | «Двенадцать месяцев» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
31 | «Серебряное копытце» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
32 | «Зима- пекариха» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
33 | «Госпожа-Метелица» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
34 | «Маскарад» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
35 | «Как поп работника нанимал» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
36 | «Сивка-Бурка» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
37 | «Витаминная семья» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
38 | «Зеленый уголок» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
39 | «Животный мир морей и океанов» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
40 | «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
41 | «Защитники отечества» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
42 | «Звездный мальчик» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
43 | «Как зайчонок маму искал» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
44 | «Петушок и его семья» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
45 | «Заколдованный холм» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
46 | «Два клена» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
47 | «Звездный бал» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
48 | «Дядюшка АУ» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
49 | «Сергеюшко» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
50 | «О чем плачет сосулька» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
51 | «Приключения Буратино» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
52 | «Космонавтом быть хочу» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
53 | «Робот» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
54 | «Весна» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
55 | «Откуда хлеб пришел?» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
56 | «Беляночка и Розочка» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
57 | «Баллада о юном барабанщике» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
58 | «В гостях у лесных гномов» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
59 | «Подарки гномов» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
60 | «На парад идут солдаты» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
61 | «Четыре желания» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
62 | «Собирайся детвора» | 1 | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
Итого: | 62 | 31 ч | 12 ч | 19 ч |
6. Перспективный план занятий.
Месяц | Название темы, № занятия | Цели, программное обеспечение |
Октябрь | «Школа» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; речевые и не речевые звуки; работа с речевой артикуляцией. |
«Паровозик из Ромашково» | Развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память. совершенствование общей и мелкой моторики; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие творческой фантазии и воображения. | |
«Спор овощей» | Закрепление умения детей определять пространственные отношения; закрепить в речи наречия: вверху, внизу. | |
«Какое варенье, какой компот» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. | |
«В гостях у Лесовичка» | Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи. | |
«Лес осенью» | Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: влево, вправо, около, рядом. | |
«Новый каравай» | Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. | |
«Осеннее настроение» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений | |
Ноябрь | «Вальс бабочек» | Развитие интонационной выразительности в диалоге |
«У бабушки в деревне» | Развивать мелкую и общую моторику детей. | |
«Лягушка-путешественница» | Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами. | |
«Птичья кладовая» | Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. | |
«Почему медведь зимой спит?» | Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта. | |
«Где обедал воробей» | Учить плавно переходить от умеренного темпа движения к быстрому, к медленному. | |
«В доме моем» | Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов. | |
«Мамины помощники» | Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств. | |
Декабрь | «Край родной» | Закрепить правильную артикуляцию звуковучить детей пропевать эти звуки длительно и коротко. |
«Чем пахнут ремесла» | Совершенствование оптико-пространственных ориентировок. | |
«Кем быть?» | Способствовать растяжке подъязычной связки. | |
«Орудия и инструменты» | Закрепление артикуляции звуков т-д. | |
«Вершки-корешки» | Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств. | |
«Новоселье» | Развитие зрительной и слуховой памяти. | |
«Игрушки» | Развитие чувства ритма и мелкой моторики. | |
«Снеговик принес письмо» | Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений. | |
Январь | «Приключения вороны» | Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему. |
«Домик» | Развивать темпо-ритмическое восприятие детей. | |
«Машина каша» | Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов. | |
«Как ворона Снегурочкой стала» | Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение. | |
«Новогодний праздник» | Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [Г,К] в слоговых рядах, распевках. | |
«Двенадцать месяцев» | Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. | |
Февраль | «Серебряное копытце» | Продолжать формирование речевого выдоха – произнесение междометий на выдохе. |
«Зима- пекариха» | Развитие пространственных ориентаций. | |
«Госпожа-Метелица» | Совершенствование общей моторики – разные виды ходьбы и бега. | |
«Маскарад» | Регуляцию мышечного тонуса. | |
«Как поп работника нанимал» | Закрепить произношение звуков [З.С]. | |
«Сивка-Бурка» | Развитие чувства ритма. | |
«Витаминная семья» | Уточнить артикуляцию звука [Ц] в дыхательных и речевых Развитие пространственной координации -закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. | |
«Зеленый уголок» | Развитие самостоятельности, инициативности и вразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков | |
Март | «Животный мир морей и океанов» | Формировать правильную голосоподачу и плавность речи. |
«Стойкий оловянный солдатик» | Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку. | |
«Защитники отечества» | Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. | |
«Звездный мальчик» | Учить детей образовывать сравнительные прилагательные. | |
«Как зайчонок маму искал» | Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках. | |
«Петушок и его семья» | Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. | |
«Заколдованный холм» | Развитие артикуляционного аппарата и мимики | |
«Два клена» | Тренировать умение детей дифференцировать звуки [щ. ц] в слоговых рядах и читоговорках. | |
Апрель | «Звездный бал» | Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и чистоговорках. |
«Дядюшка АУ» | Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | |
«Сергеюшко» | Воспитание интонационной выразительности речи. | |
«О чем плачет сосулька» | Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением. | |
«Приключения Буратино» | Развитие интонационной выразительности и просодии. | |
«Космонавтом быть хочу» | Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение. | |
«Робот» | Развитие направленной слабой воздушной струи. | |
«Весна» | Воспитание интонационной выразительности – проговаривание предложения. | |
Май | «Откуда хлеб пришел?» | Развитие четкости дикции, интонационной окрашенностью речи в сценках, шутках, играх-диалогах. |
«Беляночка и Розочка» | Развитие тембровой окраски и высоты тона. | |
«Баллада о юном барабанщике» | Развитие плавного речевого выдоха – проговаривание на выдохе междометий. | |
«В гостях у лесных гномов» | Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках. | |
«Подарки гномов» | Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. | |
«На парад идут солдаты» | Закреплять представления детей об объектах окружающего мира. | |
«Четыре желания» | Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. | |
«Собирайся детвора» | Закрепление полученных знаний и умений. |
7. Материально-технические средства оснащения
при реализации программы
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Музыкальный зал:
-Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
- Ковер;
-Мольберт;
-Столы и стулья;
-Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор) Технические средства:
-Наличие ноутбука;
-Проектор;
-Музыкальный центр;
-Принтер;
-Сканер.
-Музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
-Бланки с заданиями по темам;
-Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
-Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
-Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
-Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
-Ростовые куклы.
-Костюмы зверей;
-Музыкальные инструменты;
-Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
-Пособия на развитие дыхание,
-Ритмические палочки,
-Массажные мячики «Су-джок»
Информационно-методическое обеспечение программы :
1) Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
2) Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3) Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.
4) Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
6) Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.
8. Литература
1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. —
2. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:» Петербург –XXI «,1997.
4. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
5. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
6. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
7. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
8. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.
9. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
10. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
11. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
12. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...