Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников».
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять свою мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться. В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.
Наблюдения показывают, что овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. А наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.
Можно использовать разнообразные формы работы, что даст определенные результаты.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь
с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
общие родительские собрания;
консультации (индивидуальные и групповые);
беседы (индивидуальные и групповые);
открытые показы занятий;
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых, в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям:
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.
- Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой:
«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а также поделиться своим опытом воспитания. Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей»
«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»
Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту. Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.
Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.
Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.
Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.
Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.
Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ»
Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.
Поощряйте словесное творчество ребенка.
Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью.
Своевременно исправляйте речь ребенка.
Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ»
Постоянно следите за речью детей.
Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.
В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.
«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ»
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.
Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.
Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.
Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».
Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.
Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ»
Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.
Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.
Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»
Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.
Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.
Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.
Правильное произношение - залог успешного обучения ребенка в школе
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Литература
1. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению», Ярославль, «Академия развития», 1997;
2. Е. Кузнецова «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи», М., 2002;
3. С. В. Крюкова, Н. П. Слободеник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа с родителями по развитию речи через проект «Читающая семья»
Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.Задачи проекта: - развивать связную речь, ее выразительност...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариват...
«Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников».
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей....
Методическая разработка «Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и ду...
«Совместная работа с родителями по развитию речи дошкольников посредством художественной литературы»
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художес...
Совместная работа с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проект "Читающая семья"
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения р...
Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников
Основными формами работы с родителями являются:общие родительские собрания;консультации (индивидуальные и групповые);беседы (индивидуальные и групповые);открытые показы занятий;пап...