Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников
консультация по развитию речи
Основными формами работы с родителями являются:
- общие родительские собрания;
- консультации (индивидуальные и групповые);
- беседы (индивидуальные и групповые);
- открытые показы занятий;
- папки – передвижки;
- подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_s_semey_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместная работа с семьей
по развитию речи дошкольников»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять свою мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.
Наблюдения показывают, что овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. А наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.
Можно использовать разнообразные формы работы, что даст определенные результаты.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
- общие родительские собрания;
- консультации (индивидуальные и групповые);
- беседы (индивидуальные и групповые);
- открытые показы занятий;
- папки – передвижки;
- подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям:
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.
Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой: «Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приёма пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребёнка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада - вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"
Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....
Статья о совместной работе с родителями. Развитие у дошкольников эмоционального отношения к народным играм.
Народная игра – одно из средств из педагогике. Народные игры могут и должны занимать достойное место в работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать люд...
Реферат на тему: "Система работы воспитателя по развитию речи дошкольников"
Значимость дошкольного учреждения как социального инструмента в жизни ребенка очень четка отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: "На детский сад следует смотреть ни как на подготовку к школе, а как на...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...