Пересказ рассказа «Откуда стол пришёл» по опорным схематическим картинкам
план-конспект занятия по развитию речи

Инесса Халанская

Пересказ рассказа «Откуда стол пришёл» по опорным схематическим картинкам

 

  • расширение знаний детей по теме «Мебель»;
  • образование относительных прилагательных;
  • образование сложных слов методом сложения основ;
  • обучение пересказу текста по опорным картинкам.

Оборудование: набор предметных картинок «Инструменты»; книга «Посмотри вокруг» со стихотворением «Откуда стол пришёл?» /автор: С.Маршак/, плакат с опорными схематическими картинками; иллюстрация из книги «Русский язык в картинках. Книга 2».

Ход занятий

I. Организационный момент

- Скажите, какая мебель получится из древесины:

  • Берёзы -…(берёзовая)
  • Сосны -…(сосновая)
  • Клёна -…(кленовая)
  • Бука -…(буковая)
  • Дуба -…(дубовая)
  • Липы -…(липовая)

- Значит, она вся какая? (Деревянная.)

- А ещё из чего изготавливается мебель? (из металла - металлическая, из пластика - пластиковая мебель…)

1. - А вы знаете, как изготавливают деревянную мебель? Послушайте стихотворение. /Воспитатель зачитывает стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?»/

2. Рассматривание инструментов на картинках, обговаривание их назначения:

- Для того чтобы изготовить мебель нужны различные… Что? (Инструменты.) Посмотрите на картинки, назовите инструменты и скажите, что ими делают.

  • Топором - рубят, (об-, вы-, раз-) рубают;
  • Пилой - пилят, (рас-, от-, вы-) пиливают;
  • Рубанком - строгают, обстругивают;
  • Молотком - (при-, в-, за-) бивают, сколачивают /вместе что-либо/;
  • Клещами - выдёргивают /гвозди из доски/

II. Чтение рассказа

Откуда стол пришёл?

В лесу рос высокий раскидистый дуб. Рос он там лет сто или двести. Однажды пришли лесорубы и срубили дуб. Они обрубили ветки и получилось огромное бревно. Бревно погрузили на специальную машину - «лесовоз» и привезли в город на мебельную фабрику. Там бревно распилили на доски. Чтобы они были гладкими, их тщательно обстрогали. Потом из досок сколотили один большой квадрат и прибили к нему снизу четыре бруска. В специальном цехе тщательно покрыли всё лаком. Получился красивый стол.

  

III. Словарная работа по ходу беседы

1. Воспитатель объясняет значение слов:

  • Раскидистый (дуб)
  • Полирование (мебель)
  • Столешница
  • Тщательно

2. Словообразование /образование сложных слов методом сложения основ/:

  • Лес + рубит = лесоруб
  • Лес + возит = лесовоз

3. Беседа по содержанию текста

- Как называется рассказ? («Откуда стол пришёл?»)

- Что росло в лесу? (Дуб.)

- Какой это был дуб? (Высокий, раскидистый.)

- Как давно/ сколько лет рос дуб в лесу? (Лет сто или двести)

- Кто пришёл в лес? (В лес пришли лесорубы.)

- И что они сделали? (Они срубили дуб.) А дальше? (Они обрубили ветки, и получилось огромное бревно.)

- Что сделали с бревном? (Бревно погрузили на лесовоз и привезли на мебельную фабрику.)

И там… (бревно распилили на доски.)

- Что сделали с досками? (Их тщательно обстрогали, чтобы они были гладкими.)

- Потом из доски… (сколотили один большой квадрат.) Как называется эта часть стола? (Крышка.)

Верно, или, по-другому, столешница.

- А затем к квадрату… (снизу прибили четыре бруска.) А это что у стола? (Четыре ножки.)

- А что сделали в цехе? (Всё тщательно покрыли лаком.)

- И что в итоге получилось? (И получился красивый стол.)

- Верно, а по назначению, какие столы бывают? (письменные, кухонные, обеденные, журнальные, компьютерные, разделочные…)

IV. Динамическая пауза

Раз, два, три, четыре - (Загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)
Много мебели в квартире.

V. Пересказ рассказа

По «цепочке», полностью (2-3 чел.) по опорным картинкам.

VI. Итог занятий

- О чём говорили на занятии? (О мебели.)

- Про что был рассказ? (Про стол.)

- Как называется рассказ, который мы пересказали? («Откуда стол пришёл?»)

- Стол на самом деле ходит? Как вы понимаете это выражение?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа «Откуда стол пришёл» по опорным схематическим картинкам

 

  • расширение знаний детей по теме «Мебель»;
  • образование относительных прилагательных;
  • образование сложных слов методом сложения основ;
  • обучение пересказу текста по опорным картинкам.

Оборудование: набор предметных картинок «Инструменты»; книга «Посмотри вокруг» со стихотворением «Откуда стол пришёл?» /автор: С.Маршак/, плакат с опорными схематическими картинками; иллюстрация из книги «Русский язык в картинках. Книга 2».

Ход занятий

I. Организационный момент

- Скажите, какая мебель получится из древесины:

  • Берёзы -…(берёзовая)
  • Сосны -…(сосновая)
  • Клёна -…(кленовая)
  • Бука -…(буковая)
  • Дуба -…(дубовая)
  • Липы -…(липовая)

- Значит, она вся какая? (Деревянная.)

- А ещё из чего изготавливается мебель? (из металла - металлическая, из пластика - пластиковая мебель…)

1. - А вы знаете, как изготавливают деревянную мебель? Послушайте стихотворение. /Воспитатель зачитывает стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл?»/

2. Рассматривание инструментов на картинках, обговаривание их назначения:

- Для того чтобы изготовить мебель нужны различные… Что? (Инструменты.) Посмотрите на картинки, назовите инструменты и скажите, что ими делают.

  • Топором - рубят, (об-, вы-, раз-) рубают;
  • Пилой - пилят, (рас-, от-, вы-) пиливают;
  • Рубанком - строгают, обстругивают;
  • Молотком - (при-, в-, за-) бивают, сколачивают /вместе что-либо/;
  • Клещами - выдёргивают /гвозди из доски/

II. Чтение рассказа

Откуда стол пришёл?

В лесу рос высокий раскидистый дуб. Рос он там лет сто или двести. Однажды пришли лесорубы и срубили дуб. Они обрубили ветки и получилось огромное бревно. Бревно погрузили на специальную машину - «лесовоз» и привезли в город на мебельную фабрику. Там бревно распилили на доски. Чтобы они были гладкими, их тщательно обстрогали. Потом из досок сколотили один большой квадрат и прибили к нему снизу четыре бруска. В специальном цехе тщательно покрыли всё лаком. Получился красивый стол.

https://urok.1sept.ru/articles/693814/img1.jpg

III. Словарная работа по ходу беседы

1. Воспитатель объясняет значение слов:

  • Раскидистый (дуб)
  • Полирование (мебель)
  • Столешница
  • Тщательно

2. Словообразование /образование сложных слов методом сложения основ/:

  • Лес + рубит = лесоруб
  • Лес + возит = лесовоз

3. Беседа по содержанию текста

- Как называется рассказ? («Откуда стол пришёл?»)

- Что росло в лесу? (Дуб.)

- Какой это был дуб? (Высокий, раскидистый.)

- Как давно/ сколько лет рос дуб в лесу? (Лет сто или двести)

- Кто пришёл в лес? (В лес пришли лесорубы.)

- И что они сделали? (Они срубили дуб.) А дальше? (Они обрубили ветки, и получилось огромное бревно.)

- Что сделали с бревном? (Бревно погрузили на лесовоз и привезли на мебельную фабрику.)

И там… (бревно распилили на доски.)

- Что сделали с досками? (Их тщательно обстрогали, чтобы они были гладкими.)

- Потом из доски… (сколотили один большой квадрат.) Как называется эта часть стола? (Крышка.)

Верно, или, по-другому, столешница.

- А затем к квадрату… (снизу прибили четыре бруска.) А это что у стола? (Четыре ножки.)

- А что сделали в цехе? (Всё тщательно покрыли лаком.)

- И что в итоге получилось? (И получился красивый стол.)

- Верно, а по назначению, какие столы бывают? (письменные, кухонные, обеденные, журнальные, компьютерные, разделочные…)

IV. Динамическая пауза

Раз, два, три, четыре - (Загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире. 
(Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим рубашку, 
(Загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили. 
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)
Много мебели в квартире.

V. Пересказ рассказа

По «цепочке», полностью (2-3 чел.) по опорным картинкам.

VI. Итог занятий

- О чём говорили на занятии? (О мебели.)

- Про что был рассказ? (Про стол.)

- Как называется рассказ, который мы пересказали? («Откуда стол пришёл?»)

- Стол на самом деле ходит? Как вы понимаете это выражение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа "Осенняя прогулка" с помощью опорных картинок.

Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе, прививать любовь ко всему окружающему.Продолжать учить пересказу. Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе.Совершенствовать п...

Презентация "Откуда стол пришёл?"

Презентация по стихотворению С.Я. Маршака "Откуда стол пришёл?"....

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» с использованием опорных схем»

Цель:Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.Основные задачи:1. Формирование ц...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."

Обучать детей  пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия  серии картин....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности на тему «Продукты питания. Составление рассказа «День рождения Веры» по опорным предметным картинкам.

Цель: создание условий для развития связной речи детей.Задачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление словаря по теме «Продукты питания». Образование уменьшительно-ласкательных...

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.

http://Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда стол пришёл?»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда стол пришёл?»...