Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»
материал
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_vospitateley.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу».
Цель:
- Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
- Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
- Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Игровой тренинг:
К какому виду творчества это относится?
- «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
- «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» ( Потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
- «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка) - «Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( Былина.) - «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
- «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
- «Жили-были дед да баба» (Сказка)
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе: (индивидуальная работа по группам)
- Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора.
(1-ая младшая группа) - Слушать внимательно сказки , стихи, рассказы, выслушивать произведение до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий , видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку, сочувствовать положительным героям.
(2-ая младшая группа) - Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом..Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения.
(Средняя группа) - Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые виды комического в произведениях. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.
(Подготовительная к школе группа) - Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героя.
(Старшая группа)
Из опыта работы «Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи»
Назови одним словом:
- образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
- короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью(басня)
- устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)
- основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
- короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
- устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)
- небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
- вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
- краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
- короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения (работа в группах):
- А. Барто. «Игрушки», «Курочка Ряба», «Репка», «Идёт коза рогатая», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(1-ая младшая группа) - «Уж ты радуга- дуга», З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая) - «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Е.Чарушин «Про Томку» , Н.Носов «Ступеньки»
( средняя) - «Царевна- лягушка», И.Крылов «Лебедь, рак, да щука»,Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», П.Бажов «Серебряное копытце», В. Бианки «Синичкин каледарь»
(старшая) - Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Ш. Перро «Спящая красавица», П.Ершов «Конёк – горбунок», А.Гайдар «Чук и Гек», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
(подготовительная)
Каким сказочным героям принадлежат слова:
- «…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».
( «Кот и лиса»,Котофей Иванович) - «…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними больными, моими зверями лесными.»
(Айболит из одноименного произведения К.Чуковского) - «Ты волна,моя волна , ты гульлива и вольна Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу»
(Царица с сыном в сказке « О царе Салтане» А.С. Пушкина) - «Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите! И кормила я вас и поила я вас , не покиньте меня в Мой последний час…!»
( Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского) - «Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!»
(«Кот и лиса» Медведь)
Подготовка педагога к занятиям:
- Педагог должен соблюдать принципы отбора художественной литературы для художественного чтения.
- Выбор для занятия не должен быть механическим, случайным, должна быть тесная связь с текущей педагогической работой, сезонности, дней календаря, доступности, повторности. Знакомство с текстом и его анализ.
- Подбор наглядного материала.
- Составление вопросов к детям по прочитанному.
- Работа педагога над выразительным исполнением текста.
Направления:
- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (интонация);
- расстановка логического ударения и пауз;
- выработка ясного и правильного произношения слова.
- Словарная работа, т.е. подумать над объяснением незнакомых слов.
Структура занятия и его проведение:
- Вводная – заинтересовать детей.
Детям 1-3 лет – применять художественное слово, сюрпризный момент.
Детям 5-6 лет – вводная беседа, вспоминание, литературные викторины, вопросы. - Основная – само чтение и вопросы к детям.
Детям 1-3 года – до 5 вопросов (вопросы конкретные).
Детям 5-6 лет – до 10 вопросов (вопросы конкретные). - Повторное чтение с наглядным материалом.
Детям 1-3 лет в виде загадок.
Детям 5-6 лет – беседа о прочитанном. - Итог, анализ занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.Проблема восприят...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...
Деловая игра с воспитателями «Развитие речи детей в условиях ДОУ»
активизировать деятельность педагогов; Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализаваться на педаго...
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре»
Цель: повысить профессиональный уровень знаний и умений педагогов при организации сюжетно- ролевой игры. Активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать ком...
Деловая игра для воспитателей детского сада по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
Практический материал для педагогов дошкольной образовательной организации...
Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»
Релаксация: Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка &ndash...