Развитие речи, пересказ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Учить целостно воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- Развивать способность к наглядному моделированию.
- Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
- Формировать связную речь, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Воспитатель: Ребята в этом конверте прислали для вас задание, хотите узнать какое? Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?
Воспитатель: Правильно, это медведи.
Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медведенка, Мишутка).
Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).
2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием : им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
3. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?
(взяла медвежонка за шиворот).
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».
Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.
Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?
Ребенок демонстрирует действие окунать.
4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
5. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием : им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.
Ответы детей:…
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?
Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?
Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).
7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».
8. Итог занятия :
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Кто автор рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Ответы детей:…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект НОД по развитию речи пересказ сказки М.Пляцковского "Урок дружбы".
Содержание направлено на обучение детей пересказу сказки М.Пляцковского "Урок дружбы" по ролям, закреплению материала по лексической теме "Перелетные птицы". На занятии используются тради...
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"
Цель: 1. Учить детей выразительно рассказывать сказку 2.Закреплять умение детей пересказыват...
ОО «Речевое развитие» Развитие речи: «Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Утренние лучи».
Целевые ориентиры: продолжить знакомить детей с рассказами К. Д. Ушинского, учить пересказывать рассказ «Утренние лучи», отвечать на вопросы воспитателя. Воспитатель показывает ...
Непосредственно образовательная деятельность • ОО «Речевое развитие» Развитие речи (пересказ рассказа «Пчелки на разведках» по К.Д. Ушинскому); • ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Лесная фиалка»
Интегрированное занятие в старшей группе. ОО "Речевое развитие" (перессказ рассказа "Пчелки на разведках" по К.Д. Ушинскому); ОО "Художественно -эстетическое развитие" (лепка "Лесная фиалка")...
ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи по развитию речи- Пересказ сказки « Белочка».
Такие сказки интересны детям не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Они стимулируют действие речевых зон коры головного моз...