Конспект НОД в подготовительной группе по теме: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 401»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МКДОУ
«Детский сад № 401»
_______________Л.Г. Гончарова
Конспект НОД в подготовительной группе
Разработала:
Ядрышникова Н.Е. – воспитатель
первой кв. категории
Новосибирск 2022 г.
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: « Перелетные птицы»
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелётных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; активация словаря (летят стаей, вереницей, по одиночке, клином); упражнять в словообразовании (длинный хвост –длиннохвостая, острый клюв – остроклювый и т.д); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; формировать умение детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Коррекционно-развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление, развитие дыхания, развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, косяком, в прямую линию, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.
Оборудование: Звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, силуэт птицы, мнемотаблица, картинки с изображением полета птиц, объемная ласточка (из картона), переносная доска, мячик, ватман с изображением двух домов условным обозначением , угощения для детей (конфеты Ласточка»).
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
І. Вводная часть
- Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ответы детей)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
Голос ласточки (аудиозапись). Здравствуйте друзья, моя стая улетела на юг, а я решила остаться, чтобы узнать, почему одни птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.
-Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.
-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.
-Как вы думаете, почему их так называют? (ответы детей). Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.
- А в какое время года это происходит? (ответы детей)
- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (ответы детей).
-Давайте посмотрим на картинку и вспомним признаки осени. (ответы детей)
- А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.
-Ребята, подойдите к доске. Посмотрите внимательно, перед вами изображение двух домов с условными обозначениями (красный круг – перелетные птицы, синий круг – зимующие птицы, а вокруг доски картинки с изображением птиц (дятел, синица, снегирь, ворона, голубь, кукушка, грач, журавль, ласточка, гусь, скворец, воробей, лебедь, утка, аист). Давайте расселим птиц по своим домам и назовем их.
-Молодцы ребята, а теперь я предлагаю сыграть в словесную игру.
- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.
-У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
-У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
-У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают? (ответы детей)
Ребята, проходите за столы и давайте подумаем, какие птицы нас покидают первыми? (ответы детей). (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы). В слове насекомоядные прячутся два слова: «едят» и «насекомые». Повторите: насекомоядные. Кого же они едят? ( ответы детей). Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы.
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Каких водоплавающих птицы вы знаете? (ответы детей).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – «плавать» и «вода». Повторите: водоплавающие.
- А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно? Посмотрите на картинку.
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли. - Вы обращали внимание, что все птицы улетают по-разному, например: журавли, гуси и лебеди летят «клином»; цапли, аисты и ибисы летят «шеренгой» крылом к крылу; утки, гуси, морянки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу; скворцы, дрозды и маленькие птички порядка не любят и летят, как попало; орёл и ястреб- крупные хищные птицы они компаний не любят и летят в одиночку.
-Ребята, а давайте сейчас превратимся с Вами в журавлят и поучимся летать. Проходите на серединку ковра. Руки разведем в стороны и поднимем до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
-Давайте сядем в кружок и послушаем голоса птиц. Приготовьтесь слушать и будьте внимательными.
-Ребята, как вы думаете, голос какой птицы вы сейчас слышите? Что она делает? (ответы детей). Давайте наших птиц назовем ласково, чтоб им было приятно.
-Молодцы ребята, а теперь давайте встанем в круг, и превратимся в волшебников, будем превращать несколько слов в одно. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
– У ласточки длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она какая?… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она какая?…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой?….(длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он какой?…(длинноклювый).
Молодцы, ребята, правильно.
-Устали? (ответы детей). Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка совместно с пальчиковой гимнастикой «Птенчик».
Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся. | По ходу физкультминутки дети выполняют соответствующие тексту движения. |
Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал: | Пальчиковая зарядка |
Птенчик сыт, опять он спит. | Одна ладошка широко открыта – ротик птенца, пальцы другой руки собраны |
-А теперь проверим, какие вы внимательные. Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением перелетных птиц, давайте назовем всех птиц (ответы детей). Затем одна из птиц улетит на юг, отвернитесь спиной (убираю одно изображение птицы). Повернитесь и скажите, какая птица улетела на юг. (игра повторяется 5-6 раз). Молодцы ребята.
-Проходите за столы. Посмотрите, на ваших столах лежат картинки с изображением рук и птиц на каждом пальчике. Давайте закроем ладонью наших птиц. Представьте, что они сидят в клетки, а вы хотите их выпустить. Необходимо приподнимать пальцы, которые я буду называть, и «выпускать» птицу произнося слова: «На юг улетел, например журавль и. д.» Но прежде чем начать, давайте повторим названия всех пальцев. ( Игра повторяется с каждым ребенком).
-Ребята, а давайте для Ласточки расскажем стихотворение про птиц, опираясь на картинку (мнемотаблица)
«Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Ласточка (голос – аудио запись) Спасибо друзья, что помогли мне разобраться. Я теперь никогда не буду упускать сигналы природы, и буду улетать и возвращаться в теплые края со своей стаей. За это я хочу Вас поблагодарить и угостить сладкими «крылатыми» гостинцами.
ІІІ. Заключительная часть. Итог занятия.
- Вспомнить о чём говорили?
-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе.
Муниципальное бюджетное МБДОУ №12 (Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области) Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы" (подготовительная группа)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы" (подготовительная группа)...
Перспективный план в подготовительной группе Тема «Перелетные птицы»
Цель: Обогащать знания детей о перелетных птицах, формировать представления о повадках, привычках, особенностях внешнего вида, способах приспосабливаться к окружающей среде.Задачи: Познако...
Конспекты занятий в подготовительной группепо развитию связной речи по Нищевой
тема "Труд взрослых на полях и огородах"...
Конспект Дидактической игры с детьми ОНР в подготовительной группе. Тема «Перелетные птицы»
Дидактическая игра по теме недели «Перелетные птицы»Задача: Закрепить называние перелетных птиц. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Закрепить умение об...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: « Перелетные птицы»
Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить , почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов. Воспитание бережного отношени...
Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»
Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»...