В чем заключается влияние движений пальцев на речевое развитие.
статья по развитию речи

Пальчиковые упражнения и игры - уникальное средство для развития речи и мелкой мотоики рук в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх  содержание стихотворения изобразается с помощью движения пальцев. Такие  забавы очень увлекательны. Они способствуют творческой активности, мышления, речи, мелких мыщц рук. Вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание детей и лекго запоминаются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чем заключается влияние движений пальцев на речевое развитие.

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в яркой степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривают воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении.

    Такие авторы, как Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова и Н.С. Жукова описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. М.В. Ипполитова, Л.А. Данилова и Е.М. Мастюкова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

      Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Было установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

      Так,  на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

      М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук , а точнее, от пальцев.

      Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировок движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6 -7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика и каждой его фаланги.  Ежедневно в течении 2-3 минут проводиться разминание и поглаживание рек ребенка.

      Уже с десяти месяцев с ребенком проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.  Все упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка. Так, малышу можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, при этом стараясь вовлекать в движения все пальчики ребенка.  Для этого упражнения можно использовать бусы или шарики из пластилина. Также можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши или большие пуговицы.

        В 1,5 года детям дают белее сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальчиков дают народные игры – потешки.

Сорока – белобока

Кашу варила

Детишек кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

         При этом указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ни чего!

       При этом большой палец не загибается. Предлагается детям разгибать и сгибать в кулачок пальчики как на левой, так и на правой руке.

Также можно использовать другие стишки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Это пальчик – я.

      Если упражнения вызывают у детей определенные трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от произвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Стали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

       В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой,  то на левой руке.

      Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие, но и подготавливает ребенка к письму и рисованию. Кисти рук обретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние движений пальцев рук на речевые функции ребенка

laquo;Учи ребенка делу, но не делай за него»,«побуждай, но не принуждай»&helli...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ

консультация для родителей...

Влияние движения пальцев рук на развитие речи

Взаимосвязь развития моторики и речи...

консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

« Влияние движения пальцев рук на развитие речи»

Для того, чтобы совершенствовать тонкую моторику нужно включать в повседневную деятельность различные игры и упражнения....

Консультация для родителей «В чем заключается связь движений пальцев рук на развитие речи ребёнка?»

В работе с детьми я часто сталкиваюсь с речевыми нарушениями у детей, выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связан...