Статья:" Социализация детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения"
статья по развитию речи (старшая группа)

Логвинова Татьяна Владимировна

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с нарушением речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально- личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья. Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы. Поэтому, в силу специфики речевой недостаточности социальное развитие детей затруднено. Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Таким образом, возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально – личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_onr.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с нарушением речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально- личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья. Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы. Поэтому, в силу специфики речевой недостаточности социальное развитие детей затруднено. Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Таким образом, возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально – личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.

На основании этого была определена цель исследования: – теоретически обосновать и разработать программу социализации дошкольников

Объект исследования – социализация дошкольников.

Предмет исследования – Условия для социализации детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Обосновать особенности социализации дошкольников;

2. Экспериментально изучить особенности социализации детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Провести исследование уровня социализации дошкольников в ДОУ.

4. Разработать программу по социализации дошкольников и апробировать ее.

 Проанализировав наиболее важные на мой взгляд особенности при формировании социально - коммуникативных умений у детей 5 - 7 лет. По этим умениям можно представить эталон поведения социально развитого ребёнка и сравнить с поведением конкретных детей. Обобщая знания об особенностях формирования социально - коммуникативных умений дошкольников, можно отметить, что в основном эти умения выражаются в знаниях и умениях проявить эти знания в практических задачах, необходимых для решения социальных, поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста с учётом их коммуникативных способностей.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме социализации дошкольников, приступила к изучению уровня социализации детей в условиях ДОУ.

В эксперименте принимали участие дети старшей группы 22 ребенка – 9  мальчиков и 11 девочек.

Целью диагностики является определение уровня социализированности у детей старшей группы.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что осознанный выбор методов, при комплексном подходе к данному вопросу способствует повышению познавательной и эмоциональной активности. Создание развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка .Организация работы с родителями закрепляет полученные на занятиях сведения.

Результаты контрольно этапа психолого-педагогического эксперимента показывают, что программа по развитию социально-коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи действенна и эффективна, поскольку прослеживается положительная динамика в развитии данных  навыков.

Поставленная цель теоретически обосновать и разработать программу социализации дошкольников, связана с проблемами в обновлении всех сфер современного общества. Сегодня на первый план выдвигается социализация личности человека, усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Проводя        исследование        уровня социализации дошкольников в ДОУ, я определила, что несформированность некоторых психических функций, низкий уровень эмпатии, сопереживания, несформированность игровых навыков, недостаточная самостоятельность, трудности в совместной деятельности в малых группах, недостаточное умением сотрудничать с другими людьми доказывает важность развития социализации у дошкольников.

На основании полученных данных и данных о специфике социализации у дошкольников была разработана программа по социализации дошкольников.

Программа предполагает собой сюжетно — ролевые игры разной тематики, направленные на развитие социализации.

Материалы проведенного исследования и разработанная на их основе программа могут использоваться социальными педагогами, психологами, родителями, воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

"Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения п...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ  СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....

Развитие лексики детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения

Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...