«Использование современных технологии развития речи детей в ранней (младшей) группе ДОУ»
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 25 Калининского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Использование современных технологии развития речи детей в ранней (младшей) группе ДОУ»
Воспитатель:
Торопкина Ирина Александровна
Санкт-Петербург
2022
Процесс обучения и воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении основывается на реализации ФГОС ДО. В соответствии с федеральными стандартами работа по речевому развитию детей в детском саду нацелена на достижение целей овладения. Это подразумевает использование различных способов и средств взаимодействия с окружающими, которые подразумевают развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обучение нормам речи.
В современном обществе вопрос развития речи детей становится все более актуальным. По ряду причин все больше детей испытывают сложности при становлении речи вовремя и в срок. ФГОС, в которых прописаны цели и задачи речевого развития детей дошкольного образования, помогают воспитателям и педагогам качественно строить образовательный и воспитательный процесс, нацеливают на поиск эффективных технологий развития речи детей дошкольного возраста, начиная с самого раннего возраста, в разных видах деятельности детей.
Основная цель ФГОС – это формирование, развитие и становление личности ребенка. Именно поэтому крайне важно правильно и грамотно строить процесс общения и взаимодействия с детьми, а также общения детей между собой.
Речевое развитие детей – это сложный и многогранный процесс. Многие ученые занимались вопросами развития различных сторон речи: воспитания звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, развития смысловой стороны речи, формирования грамматического строя, формирования предпосылок связной речи.
Основа развития речи детей – грамотное взаимодействие взрослого (воспитателя или родителя) и ребенка в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Важно организовывать доброжелательную и приятную среду для общения и взаимодействия с детьми для формирования положительного настроя и легкой атмосферы.
В современной методике развития речи используются такие методы развития речи, как разговор воспитателя с детьми и беседа, дружеские беседы, дидактические и самостоятельные игры.
При организации и построении образовательной деятельности в образовательном учреждении важно выбирать методы, соответствующие возрастным и психологическим возможностям детей, являлась проверенной и эффективной.
Ниже приведены некоторые технологии, направленные на формирование у детей раннего возраста на развитие навыков связной диалогической и монологической речи.
- Артикуляционная гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она нацелена на развитие, формирование речевых звуков, а также коррекцию нарушений звукопроизношения. Ее использование подразумевает работу для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, которые нужны для правильного произнесения звуков.
- Пальчиковая гимнастика
Многими учеными доказано, что мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Это связано с близким расположением друг к другу речевого и двигательного отделов. Это помогает при развитии деятельности речевых отделов. Существует огромное количество упражнений на развитие мелкой моторики, которые необходимо использовать на занятиях и во время перерывов с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
- Словесные дидактические игры
Цель данной технологии – развитие диалогической речи детей. Она формирует коммуникативные компетенции детей. Данная технология не только развивают саму речь, но способность детей наладить общение с окружающими людьми и понимать суть общения – вербального и невербального.
Все используемые игры - дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – использовать интересно и удобно, т.к. воспитатель не просто играет с детьми, но и развивает их диалогическую речь и учит взаимодействовать между собой.
- Технология активизирующего общения
Ее цель - учить детей принимать участие в групповой беседе: внимательно слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению педагога, откликаться на высказывания партнеров по общению. Данная технология может строиться на основе работы со сказкой или тематической беседе.
- Технология «Азбука общения».
«Азбука общения» это сборник специально разработанных упражнений и игр, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Она подразумевает обучение и получение реального и «правильного» поведения в обществе, что будет развивать необходимые навыки и компетенции для гармоничной жизни в обществе.
Ее основная цель – «гармоничное» взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, налаживание взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
- Метод «наглядности»
Данный метод подразумевает использование картинок с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетных изображений, предметов, игрушек. Его можно и нужно использовать с любой технологией развития речи. Это помогает развивать обобщение, мышление, повышает интерес детей к изучаемому, развивает мотивационную сферу и учит самостоятельно высказываться и реагировать.
- Чтение и изучение художественной и познавательной литературы
Важная роль в развитии речи детей отводится чтению книг с иллюстрациями. Дети не просто рассматривают картинки, но и внимательно слушают, что написано в книге. Это учит соотносить образ с текстом написанным в произведении. Воспитатель рассуждает, задает вопросы по прочитанному, просит выполнить творческое задание. Это способствует развитию памяти, учит детей размышлять и анализировать, активизирует творческие способности.
- Совместная деятельность
Любая совместная деятельность с детьми раннего возраста способствует не только достижению целей занятия, таких как развитие музыкальных способностей или творческих, но и развитию монологической и диалогической речи.
При конструировании, аппликации, рисовании, музыке у детей развивается активный и пассивный словарный запас, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.
Для развития речи и способностей детей важна систематическая работа воспитателя с детьми, т.к. самостоятельное общение детей между собой достаточно сложно и «бедно» по содержанию. Во взаимодействии с воспитателем и правильно организованном образовательном процессе дети учатся более сложным формам общения, учатся просить, помогать, соотносить свои действия с действиями других, договариваются о совместной деятельности.
Грамотное и правильное использование перечисленных технологий и методов взаимодействия с детьми позволяет вовремя заложить основы для развития речи ребенка, а также вовремя провести коррекцию нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....
План самообразования воспитателя младшая группа «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
План самообразования воспитателя второй младшей группы Русятинской ООШна 2020-2021 учебный год. ...
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...
Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.
Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО....
Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".
Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....
Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтом...
Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.
Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО....