Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование таких современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние и на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_razvitiya_rechi_detey.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития речи детей
младшей группы ДОО
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование таких современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние и на развитие речи детей.
Понятие «современные образовательные технологии» - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов не дает нужных результатов. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у младших дошкольников такие современные образовательные технологии как:
- мнемотаблицы;
- кинизиология;
- биоэнергопластика;
- LEGO- технология.
Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда. На первом этапе работы моей задачей было - создание условий для речевого развития детей. В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь. В группе также организован книжный уголок, в котором хранятся детские книги, картинки для составления рассказов (предметные и сюжетные), иллюстрации по темам.
Работу по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста я начала с проведения мониторинга развития речи и пришла к выводу, что у многих детей была недостаточно развита речь для их возраста.
Сначала, в работу по развитию речи детей своей группы, я вводила пальчиковые игры. В течение года мы играли в эти игры, затем постепенно комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись, и я начала вводить нетрадиционные технологии:
1.Биоэнергопластика - это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.
Дети с удовольствием выполняли такие упражнения как «Бегемотик», «Лягушонок», «Хоботок» и др.
2. Мнемотехника. Мнемотаблицы - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.
С детьми своей группы я использовала простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
3. Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга»). Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.
С детьми я использовала упражнения: «Колечко», «Лягушка», «Фонарик», «Домик» и др.
4. LEGO – технология. Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
С помощью данного конструктора дети учились придумывать свои истории, составлять рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д.
По результатам итогового мониторинга выявилось, что после проведения данной работы развилась речевая активность детей, они с желанием стали общаться со сверстниками и взрослыми, ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. Связная речь детей стала соответствовать критериям программы и стандартам дошкольного образования, словарный запас детей из пассивного (в основном) перешел в активный и обогатился до необходимого уровня.
Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Для педагогов ДОУ, интересующихся данной проблемой я провела консультации: «Современные эффективные технологии речевого развития детей», «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста». Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...
Статья: "Современные технологии развития речи детей средней группы ДОУ "
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. В настоящее время разви...
Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".
Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....
Современные технологии развития речи детей старших групп ДОО.
Речь -. неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые рез...
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
Дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окружаю...