Работа по развитию сюжетосложения у детей 5-6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Работа по развитию сюжетосложения у детей 5-6 лет.
- понятие сюжетосложения;
- схема сказки,
- задачи;
- этапы и игровые ситуации (по Михайленко-Коротковой)
- особенности организации
- план работы на 2 недели.
1. Сюжетосложение – воссоздание целостных событий, включающих разнообразные персонажи с их действиями и отношениями, и соединение этих событий в различные последовательности. Требует большего использования речевого обозначения и пояснения. Игра частично переходит в план речи и воображения.
2. схема сказки (Пропп, Родари) – взрослый придерживается этой схемы при проведении игры-придумки (взрослый предлагает ребенку «играть по-новому – придумывать вместе», т.е. берется известная ребенку сказка и совместно «переписывается», но для этого нужны смысловые опоры – дает возможность сознательно оперировать событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом):
- фиксация первоначальной недостаточности, отсылка героя за недостаточным;
- встреча героя с дарителем волшебного средства, предварительное испытание;
- получение волшебного средства, преодоление препятствия с его помощью;
- встреча с антагонистом, основное испытание;
- победа и получение недостаточного;
- возвращение и награда.
3. Задачи:
- развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события;
- развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности;
- развивать умение действовать согласованно с партнером.
4. Этапы работы:
- небольшие вариации сказочного сюжета;
- придумывание по нескольким известным сказкам 2-3 истории, все больше отличающиеся от исходного сюжета;
- комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей сказок с реальными людьми;
- необычное сочетание персонажей (история про Буратино и воспитательницу), помещение персонажа в необычные условия (Снусмумрик в Цветочном городе).
*игровые ситуации=игры-придумки
5. Особенности организации: участников не должно быть более 4, чтобы ребенку не пришлось долго ждать своей очереди высказаться; участники рассказывают по очереди; время игры – 10-20 мин. Каждый смысловой блок сказки связан с появлением нового персонажа, т.е. всего в новой сказке – не более 6-7 событий.
6. План работы на 2 недели (на примере сказки «Царевна-лягушка»):
День недели | Этап работы | Задачи | Ход игры | Особенности организации |
Понедельник | небольшие вариации сказочного сюжета | развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события; | Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру – придумывать новые сказки про знакомых героев. Начинает рассказывать: у одного царя было семеро сыновей. Царь собрал их и говорит: я уже стар, а никогда в жизни пальм не видел. Привезите как вы, сынки мои любезные мне пальму из-за моря! | Объясняет правила: все говорят по очереди, как бы передавая эстафету (можно использовать мяч). Дети продолжают рассказ воспитателя. |
Вторник | небольшие вариации сказочного сюжета | развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события; | В зависимости от того, на чем остановились в предыдущий день: можно продолжать развивать вчерашний сюжет/начать заново. | |
Среда | небольшие вариации сказочного сюжета | развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события; | То же. | |
Четверг | придумывание 2-3 историй, все больше отличающиеся от исходного сюжета | развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности | По сказке придумывается несколько вариантов сразу, возможно разными детьми придумываются разные вариации | |
Пятница | придумывание 2-3 историй, все больше отличающиеся от исходного сюжета | развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности | То же | |
Понедельник | комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей с реальными людьми; | развивать умение действовать согласованно с партнером | Неожиданно в сказку попадают сами дети и рассказывают другим о том, что там происходит | |
Вторник | комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей с реальными людьми; | развивать умение действовать согласованно с партнером | То же | |
Среда | необычное сочетание персонажей | развивать умение действовать согласованно с партнером | Воспитатель предлагает детям рассказать историю «как будто Змей Горыныч и Баба-Яга попали в гости к Ивану царевичу» | |
Четверг | необычное сочетание персонажей | развивать умение действовать согласованно с партнером | Марья Моревна и Василиса Премудрая решили навестить Змея Горыныча, который исправился и стал добрым | |
Пятница | необычное сочетание персонажей+ помещение персонажа в необычные условия | развивать умение действовать согласованно с партнером | Персонажи попадают в Изумрудный город |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....
Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...
Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....
Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития
Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....
Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»
Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей детей средствами пластилинографии. Вариативная часть ООП нашего...
Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"
Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...