Организация предметно-развивающей среды по развитию речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Татьяна Юрьевна

Статья для родителей «Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_razvivayushchey_srede.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей «Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

          Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.  Поэтому вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте.

Это игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игры  «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?»

помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.  Способствуют  автоматизации и дифференциации звуков.

Игра «Звуковые ходилки» направлена на автоматизацию звуков. В  индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В  свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.

А так же такие игры, как «Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.

Необходимым атрибутом для занятий по звуковой культуре речи является зеркало. У нас в группе имеется комплект небольших зеркал по количеству детей, которые используются на занятиях по звуковой культуре речи.

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука. У нас это такие игры, как:

«А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».

Для формирование и активизация словаря в речевом уголке имеются:

картотеки предметных картинок по разным темам;

развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие», «Из чего что сделано», «Кто что делает?» и др.

Развитие связной речи.

Цель: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ).

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».

Грамматический строй речи.

Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов).

Дидактические игры:

 «Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе)

«Волшебники» (преобразование слов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов) и др.

 Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

У нас имеется картотека пальчиковых игр.

Игры для развития мелкой моторики: «Весёлые шнурочки»,  «Забавные застёжки», «Собери бусы», мозаика.

Для развития графомоторной функции имеются раскраски с элементами прописей, различные трафареты.

Кроме этих общеизвестных игр у нас в речевом уголке есть ещё одна забавная игра, которая развивает мелкою моторику рук, а так же  наглядную память, внимание, мышление, зрительное восприятие и т.д.
Это игра Рингл Динг.  В комплект игры входят цветные резинки для волос, карточки со схемой расположения резинок на пальцах и настольный звонок. Надо надеть резинки на пальчики согласно предлагаемой карточке. Кто быстрей  наденет  резинки, нажимает на звоночек.

Для развития речевого творчества мы используем технологии ТРИЗ. Это схемы составления загадок, схемы составления творческих рассказов по картине, пособие «Загадочная фраза» для обучения составлению метафор.

Рядом с речевым уголком находится книжный.

Работа в книжном  уголке способствует развитию всех сторон речевой

системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить

 высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие

 рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.  Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

В книжном уголке помимо детской художественной литературы имеется достаточное количество справочной литературы   по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным  материалом.

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду нашей группы, мы старались сделать  её  комфортной и эстетичной, а оформление – привлекательным, чтобы вызвать у детей стремление к самостоятельной деятельности в речевом уголке. Наш речевой уголок способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. И, конечно же, он будет пополняться в соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей каждого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающего пространства для интеллектуального развития детей

Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом через разнообразные формы общения малыша с взрослыми и св...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...