Теория и методика развития речи у дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ МЕТАЛОГИЧЕСКИЕ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТАЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА:
ВИДЫ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |||
1 | Бытовой словарь | до 3х лет | Самое начало |
2 | Природоведческий словарь | с 2,5 лет до 5-6 лет | Основные моменты |
3 | Обществоведческий словарь | с 4х до 7 лет | Праздничные даты, общественные явления |
4 | Пространственно-временной словарь | 3,5г до 7 лет | Формирование наречий (далеко-близко и т.д.) |
5 | Числительный словарь | с 4х лет и далее | Осознание чисел, порядковые числа со старшей группой |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
(ДЛЯ ЛЮБОГО ТИПА ЗАНЯТИЙ)
МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ
№ | ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СЛОВАРЬ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | № | ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ |
1. | Рассматривание и обследование предметов | во всех группах | 1. | Рассматривание игрушек | во всех группах |
2. | Рассматривание игрушек | мл.дош.возраст | 2. | Рассматривание картин знакомого содержания | мл.дош.возраст – предметные ст.дош.возраст - сюжетные |
3. | Наблюдение за животными, растения деятельностью взрослых, осмотр помещений дет.сада, целевые прогулки | начиная со средней группы | 3. | Дидактические игры (с игрушкой, предметами, картинками) Словесные игры | во всех группах |
4. | Экскурсии Природа- Социальное окружение- | -средняя группа -конец средней начало старшей | со средней и старшей группой |
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕМ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ
№ | ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СЛОВАРЬ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | № | ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ |
1. | Показ картин с незнакомым или мало знакомым содержанием (тип занятия – беседа) | со старшей группой | 1. | Лексический словарь упражнений (тип занятия- дидактическая игра) | старший возраст |
2. | Чтение и рассказывание лит-ных произведений; показ диафильмов, мульт-ов, презентаций | во всех группах | 2. | Загадывание и отгадывание загадок | во всех группах (для старших групп в стихотворной форме) |
3. | Рассказывание детьми (по памяти, из личного опыта) Рассказывание с разными типами высказывания | старший возраст | |||
конец средней группы |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ГСР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Морфологические ошибки в речи детей:
1. Неправильные окончания имен существительных:
- унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;
- с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;
- родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
- неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;
- предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;
2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.
3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.
4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;
5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.
6. Неправильное образование глагольных форм.
- повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),
- изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), плескать - плескаю (плещу), плакать - плакаю (плачу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу),
- спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь), давать - дадишъ (дашь), есть - едишь (ешь), спать - сплют (спят).
7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;
8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,
9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;
10. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.
Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:
1. В нарушении порядка слов в предложении:
- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";
- вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".
2. В неправильном оформлении союзной связи:
- опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";
- один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют".
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГСР НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- образец речи воспитателя с правильным произношением
- объяснение (педагог демонстрирует качественное выполнение артикуляционной гимнастики и движения, органов речевого аппарата)
- утрированное произношение или интонирование звука (произношение слова, в к-ром заданный звук произноситься трижды ( ж-ж-жук – мл.дош.возраст, ставим ударение голосом)
- образное называние звука или звукосочетание ( 33-песня комара, СС- спускается шина)
- обоснование необходимости выполнения задания педагога (заставляет всех детей реализовывать задачу)
- индивидуальная мотивация задания (назвать конкретного ребенка – имя)
- совместная речь педагога и ребенка
- отраженная речь ( повтор ребенка за педагогом тут же)
- оценка действий и ответов детей
- образная физкультурная пауза, как элемент отдыха и закрепления учебного материала (в основном со старшем дош.возрасте)
- показ артикуляционных движений при помощи игрушки, картинок, ЭКТ, презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по теории и методике развития речи
Тестовые задания помогут выявить уровень знаний педагогов ДОО по теории и методики развития речи...
Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...
Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
• Контрольная работа по теория и методике развития речи дошкольников
Составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет)...