Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_metedikarazvitiya_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
- Цель занятия.
Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
- Задачи
Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.
- Тип занятия.
«Знакомство с книгой»
- Форма занятия.
Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.
- Продолжительность.
20 - 25 минут.
- Участники.
Воспитатель и воспитанники.
- Возраст обучающихся.
2 – 3 года
- Материалы и оборудование.
Книги, аудио прибор, иллюстрации.
- Подготовка.
Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.
- Методы работы с детьми
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
- Проводить беседы с детьми
- Читать познавательные рассказы, литературу.
- Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
- Структура занятия.
Этап занятия | Содержание | Время |
проговаривание изолированного звука; отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова); закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком. Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ. Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком. | произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи); Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей. | 10 минут 15 минут |
- Ход занятия.
Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем - то очень интересном!
- Ой кто - то к нам стучится.
- К нам в гости пришел зайка и принес подарок.
- А что это за подарок вы должны угадать.
- " Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает ".
- Правильно это книга!
- Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.
-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.
- Открывайте глаза.
- Что вы видите! (ответы детей)
- Да в стране Книг - живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.
- Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.
- Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.
- Почему вы любите книги? (ответы детей)
- Кто рисует рисунки в книгах?
-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.
- Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?
- Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.
- Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.
- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)
ФИЗМИНУТКА:
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
Д/ игра «Какая сказка?»
- Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.
- А теперь посмотрите на эту книгу - какая она?
- Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.
- Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)
- Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
- Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)
- Молодцы!
- Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.
- Литература.
- В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
- И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
- Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
- Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...
Методика по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Опыт работы по развитию речи у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста"....
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...
Консультация "Методика по развитию речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов дошкольного учреждения "Методика по развитию речи"...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию речи....