О работе воспитателя с детьми с ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Дубенская Елена Владимировна

Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. Обучение дошкольников с ОНР в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе (Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «О работе воспитателя с детьми с ОНР»

Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. Обучение дошкольников с ОНР в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе (Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина).

Развитием речи в этих группах занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях - как общеобразовательных, так и специальных логопедических Несмотря па их несомненную пользу, нельзя не отметить и недостатки (практически работают только активные дети; используется школьная форма обучения; удельный вес собственной речи ребенка невелик - большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей), Следовательно, воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять ее, должен подумать: сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее — вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, .а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания ставится цель закрепить точные названия предметов одежды, их качеств  (цвет,  материал, фактура), а во время умывания - названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и тд. Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако речь, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на его речевом развитии.

Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д.

Очень полезен такой прием: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребенка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями.

На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.

Подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх.

Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети -покупателей, Используются карточки с изображением детей и действий

Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения

В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

Игра «Кукла заболела».

Ее цель - учить составлять простые предложения. Воспитатель говорит, что игрушки заболели. Ребенок выбирает карточку с изображением игрушки, которую он будет лечить, и составляет фразу с опорой на символы

Игра «Ателье».

Ее цель — активизировать словарь по теме «Одежда», учить правильно употреблять существительное в винительном падеже. Воспитатель рассказывает детям о том, что открывается ателье и можно сшить любую одежду. Дети выбирают картинки с изображением предметов одежды и при помощи символов составляют фразы

В книжном уголке раскладывают карточки с изображением символов, и дети с удовольствием самостоятельно «записывают» предложения (рис. 5).

Рациональное использование всех моментов повседневной жизни ребенка помогает воспитателю реализовывать задачи развития речи, не увеличивая при этом учебную нагрузку.

Далее в качестве примера приведем примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи, которые решает воспитатель.

Прием детей. Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей может проходить на улице), организует раздевание и умывание, проводит утреннюю гимнастику, следит за работой дежурных по столовой.

Раздевание, одевание. В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.

Игровое упражнение «Что наденет Миша? Что наденет Маша?» учит сравнивать предметы одежды и классифицировать их по признаку «мужская - женская». Игра "Что наденем летом? Что наденем зимой?» учит классифицировать предметы одежды по сезонному признаку «зимня - осенняя; летняя - весенняя». Побуждая детей комментировать свои действия, воспитатель создает условия для формирования навыков составления предложений из двух, трех слов по вопросам; «Кто? Что делает? Делает что?».

Словарь. Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать.

Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

Словарь. Существительные: суп, щи, борщ. салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок, масло, колбаса, яйцо и т.д.

Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая.

Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

Игры, подготовка к занятиям.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми.

Занятия.

Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.

Подготовка к прогулке.

Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. Собираясь на прогулку, воспитатель проводит игру «Мой - моя»: учит детей различать род притяжательных местоимений. Воспитатель выбирает двух помощников, дети собирают игрушки для прогулки: те, про которые можно говорить «мой», дети отдают одному ведущему, а те, про которые нужно говорить «моя», - другому.

Прогулка. 

В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору».

В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т.д.

Возвращение с прогулки.

 Воспитатель организует раздевание, следит за тем, как дети раскладывают одежду в шкафы. Этот момент дает возможность воспитателю провести игровое упражнение «Мой - моя» (воспитатель спрашивает: «Чья шапка мокрая?». Каждый, у кого мокрая шапка, отвечает: «Моя шапка»).

Во время мытья рук перед едой или полоскания рта после еды воспитатель обогащает словарь детей.

Существительные: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, виски, локти, колени, пятки, ступня, кисти, мочки, небо, ресницы; зубная щетка, стаканчик, мыло, мыльница, расческа, полочка, полотенце.

Глаголы: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать.

Учит использовать антонимы (грязный - чистый, сухой - мокрый, большой -маленький, высокий-низкий, толстый - тонкий и т.д.), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (рука - ручка, нога- ножка и т.д.), существительные в единственном и множественном числе (рука - руки, палец - пальцы и т.д.), образовывать глаголы в прошедшем времени мужского и женского рода (Маша вымыла руки. Коля вымыл руки)

Подготовка к обеду, обед. 

Организует помощь детей в сервировке стола к обеду, приглашает детей к столу, учит их правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. В средней группе вводится дежурство, поэтому приходится использовать обучающие приемы, цель которых — уточнение знаний ребенка о предметах посуды, ее качествах. Воспитатель уточняет знание детей о местах хранения ложек, вилок, чашек и т.д., а также правилах обращения с ними. Перед обедом появляется время для проведения с детьми, не участвующими и дежурстве, игровых упражнений типа; «Один - одна» (воспитатель уточняет у детей: «Сколько у тебя тарелок, ложек, вилок?», побуждая к ответу: «Одна»; «Сколько ножей, стаканов, чайников?». - «Один»). «Один - много». («У Пети ложка, а на столе лежат... ложки. У Васи чашка, а на столе стоят.. чашки». И т.д.).

Словарная работа. Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник.

Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать.

Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

Подготовка ко сну, сон.

Воспитатель организует раздевание и укладывание детей спать, может предложить детям прослушать сказку или рассказ (содержание прочитанного соответствует изучаемой лексической теме).

Постепенный подъем, игры.

Воспитатель организует одевание детей и привлекает их к уборке постелей, уточняет названия постельных принадлежностей, их признаков и действий с ними (подушка, матрац, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, кровать, постель, покрывало; грязный, чистый, отглаженный, ровный, ситцевый, шерстяной, цветной, белый, теплый, мягкий, аккуратный, пушистый, сухой, мокрый, влажный; застелить, расстелить, встряхнуть, разгладить, расправить, заправить, укрыть, накрыть, подложить, развесить, просушить, постирать). Использует это время для заучивания коротких стихов и загадок (А Кузнецова. Кто умеет; С Маршак Набита пухом...), Проводит игру «Спал - спала» (цель - учить детей спрягать глаголы прошедшего  времени единственного числа). Воспитатель обсуждает, кто из детей как спал; при этом называет глаголы, не договаривая их окончания: «Катя хорошо спа(ла), Петя сладко спа(л). Оля быстро загыпа(ла). Коля быстро засну(л)».

Подготовка к полднику, полдник, подготовка к занятиям.

Воспитатель организует дежурства, следит за тем, как дежурные раскладывают вилки, ложки, ножи, хлебницы, салфетки и убирают их после полдника. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.).

Самостоятельная   игровая  деятельность. Организует игры (строительные, ролевые, сюжетные), индивидуальные или подгрупповые занятия по заданию логопеда, создает ситуации, стимулирующие развитие самостоятельной речевой деятельности у детей.

Прогулка.

На прогулке наблюдает за играми детей.

Уход домой.

Воспитатель беседует с родителями, раздает им тетради с заданиями логопеда, объясняет их суть, при необходимости привлекая детей: предлагает им выполнить то или другое упражнение. В беседах с родителями дает советы по организации речевого общения с ребенком и разъясняет требования, предъявляемые к его речи.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии детей общение взрослого, оторванное от их реальной жизни, их деятельности; побуждение к заучиванию длинных, сложных стихотворений, обучение, основанное на словах, а не на практике; обращенная к ребенку речь, которая изобилует сложными, непонятными ему словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку; специально организованная взрослым последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме; корректная форма предъявления ребенку замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок, речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время основных режимных моментов, проулок, игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...