«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Алтунова Лилия Георгиевна

    Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как  задержка речевого развития.  Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить  внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста:
— Ребенок развивается с задержкой.
— Ребенок перенес серьезные заболевания.
— У ребенка есть неврологические заболевания.
— Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста.

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений это актуальные задачи.

Основными направлениями коррекционной- педагогической  работы  с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

   - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Игры направленные на преодоление задержку речевого развития

В  режимных моментах используют различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания в свободных играх с детьми. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.

. При формировании речевого дыхания необходимо:

подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.
«Кто дольше» — с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками
Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» — ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

Игра «Прячем ручки»

Цели. Учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы. Платки, коробки.

Ход игры Предложите детям повторить следующие движения:

—Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут
руки за спину.)

—Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показыва­
ют руки.)

—Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол
(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

—  Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и дру­гие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и пред­ложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его се­бе. Если предмет виден, ведущий забирает его

 

 

Игра «Пирожки»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Кусочки теста (они должны помещаться в ла­дошках малышей), тарелка, куклы.

Ход игры

Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из од­ной руки в другую, имитируя движения, которые использу­ются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте пе­сенкой:

Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. А ребяток позову — Пирожками угощу.

Положите пирожок на пластмассовую тарелку.

Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирож­ки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки ма­лыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ре­бятам угостить пирожками кукол.

На следующем занятии можно сделать пирожки с начин­кой, вложив в тесто желудь, каштан или несколько фасолин. Можно приготовить большой пирог и украсить его малень­кими кусочками теста.

 

Игра «Спрячь руки!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предло­жите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Вместо крупы можно использовать песок или муку.

Игра «Найди игрушку!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игруш­ки и предметы, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее.

Такую же игру можно проводить в песочнице.

 

Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Бумажные снежки»

Цели. Развивать силу рук.

 Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).

Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

 Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осен­ние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятель­но сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

По окончании игры попросите малышей помочь вам уб­рать листочки.

Игра «Длинная дорожка»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); игрушечная ма­шина.

Ход игры

Дайте детям машину и предложите им покатать ее. Затем раздайте малышам палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку.

Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2—3 палочки).

Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому-нибудь из детей провезти машину по до­рожке.

В следующий раз можно построить дорогу с поворотами, несколько пересекающихся дорожек, извилистую тропинку.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страш­но мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и маль­чик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изобра­жения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Ма­лыши могут сделать как глухой забор, так и забор со ще­лями.

Игра «Веселый шнурок»

Цели. Развивать движения кистей и пальцев рук.

Материалы. Толстые шнурки или узкие ленточки (шири­ной 2-3 см).

Ход игры

Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый паль­чик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после — обмотать шнурком вашу руку.

Игра «Развяжи бантик»

Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук.

 Материалы. Разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.

Ход игры

Возьмите яркие ленты и шнурки и завяжите их бантами в разных местах группы — на ножке стола, на занавесках, на дверной ручке и т. д.

Предложите детям рассмотреть банты: «Сегодня у нас праз­дник. Посмотрите, как в группе красиво: везде разноцветные банты!»

Потанцуйте вместе с детьми, спойте песенку.

Затем предложите малышам развязать банты: «Но вот праз­дник закончился. Давайте снимем украшения — развяжите банты и принесите ленточки (шнурки) мне».

Игра «Забавные шнурки»

Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук; формиро­вать навыки действий с иглой.

Материалы. Плоские игрушки-шнуровки с картонной, по­ролоновой или деревянной основой (елочка, башмачок, че­ловечек, сюжетная картинка и др.); деревянные или пласт­массовые иголки, шнурки или толстые нитки.

Игра «Ловим раков»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, диф­ференцированные движения пальцев; формировать навык рас­стегивания прищепок.

Материалы. Игрушечное ведро, прищепки.

Ход игры

Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведерка. Пред­ложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Предварительно покажите детям, как нажимать на концы при­щепки одновременно двумя пальцами.

Обыграйте эту ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сло­жил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сло­жим их обратно в ведерко!»

Артикуляционные упражнения:

    Простые артикуляционные упражнения можно обыграть, чтобы ребенку было интересно.

• «Свечка» - губы сложить трубочкой, вытянуть и подуть. Чтобы ребенку было интересно, можно продемонстрировать игру «День рождения», в которую можно вовлечь ребенка. 
• «Улыбка»: губы улыбаются, расслабляются. Показать игрушку и улыбнуться ей.
• «Паровозик»: изображать, как едет паровоз («ту-ту»). Губки тянуть вперед.
• «Миша»: сделать полуулыбку, затем рот открыть, так рычит мишка (произнести «э»).
• «Дым»: губы принимают уклад звука «ы» (верхняя губа приподнята, нижняя – опущена).
• Развитие навыка звукоподражанию и произнесения вслед за взрослым простых слов.
• «Лопатка»: широкий язык лежит на нижней губе, рот открыт.
• «Иголка»: узкий язык, кончик языка тянется вперед, рот открыт. Если не получается, предложить кончиком языка до чего-нибудь дотянуться.
• «Часики»: движения языком вправо-влево, касаясь уголков губ. Должен двигаться только язык, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. 
• « Качели»: рот открыт, язык положить на нижнюю губу, затем поднять на верхнюю губу. Повторить несколько раз. Двигается только язык без движений нижней челюстью. 
• «Чашечка»: рот открыт, сначала язык положить на нижнюю губу, затем боковые края и кончик языка поднять. В таком положении язык нужно подержать некоторое время. Следить за тем, чтобы нижняя губа не поднималась вслед за языком.
• «Катушечка»: кончик языка упирается изнутри в верхние зубы, расстояние между рядами зубов небольшое. Дуть на перышко, свистеть, выдувать мыльные пузыри.
• Дуть в дудочки, свистульки, губные гармошки.
• Сосать, пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки.

 Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

 

При правильной организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющими ЗРР, занятия по развитию речи способствуют всестороннему развитию личности каждого ребенка, формированию у него внимания, памяти и других высших психических функций, и тем самым обеспечивают более качественную подготовку детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zrr.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как  задержка речевого развития.  Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить  внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста:
— Ребенок развивается с задержкой.
— Ребенок перенес серьезные заболевания.
— У ребенка есть неврологические заболевания.
— Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста.

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений это актуальные задачи.

Основными направлениями коррекционной- педагогической  работы  с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

   - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Игры направленные на преодоление задержку речевого развития

В  режимных моментах используют различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания в свободных играх с детьми. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.

. При формировании речевого дыхания необходимо:

подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.
«Кто дольше» — с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками
Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» — ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

Игра «Прячем ручки»

Цели. Учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы. Платки, коробки.

Ход игры Предложите детям повторить следующие движения:

  • Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут
    руки за спину.)
  • Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показыва
    ют руки.)
  • Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол
    (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

—        Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его

Игра «Пирожки»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Кусочки теста (они должны помещаться в ладошках малышей), тарелка, куклы.

Ход игры

Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из одной руки в другую, имитируя движения, которые используются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте песенкой:

Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. А ребяток позову — Пирожками угощу.

Положите пирожок на пластмассовую тарелку.

Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки малыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ребятам угостить пирожками кукол.

На следующем занятии можно сделать пирожки с начинкой, вложив в тесто желудь, каштан или несколько фасолин. Можно приготовить большой пирог и украсить его маленькими кусочками теста.

Игра «Спрячь руки!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Вместо крупы можно использовать песок или муку.

Игра «Найди игрушку!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее.

Такую же игру можно проводить в песочнице.

Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Бумажные снежки»

Цели. Развивать силу рук.

 Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).

Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

 Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.

Игра «Длинная дорожка»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); игрушечная машина.

Ход игры

Дайте детям машину и предложите им покатать ее. Затем раздайте малышам палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку.

Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2—3 палочки).

Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому-нибудь из детей провезти машину по дорожке.

В следующий раз можно построить дорогу с поворотами, несколько пересекающихся дорожек, извилистую тропинку.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

Игра «Веселый шнурок»

Цели. Развивать движения кистей и пальцев рук.

Материалы. Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3 см).

Ход игры

Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после — обмотать шнурком вашу руку.

Игра «Развяжи бантик»

Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук.

 Материалы. Разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.

Ход игры

Возьмите яркие ленты и шнурки и завяжите их бантами в разных местах группы — на ножке стола, на занавесках, на дверной ручке и т. д.

Предложите детям рассмотреть банты: «Сегодня у нас праздник. Посмотрите, как в группе красиво: везде разноцветные банты!»

Потанцуйте вместе с детьми, спойте песенку.

Затем предложите малышам развязать банты: «Но вот праздник закончился. Давайте снимем украшения — развяжите банты и принесите ленточки (шнурки) мне».

Игра «Забавные шнурки»

Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук; формировать навыки действий с иглой.

Материалы. Плоские игрушки-шнуровки с картонной, поролоновой или деревянной основой (елочка, башмачок, человечек, сюжетная картинка и др.); деревянные или пластмассовые иголки, шнурки или толстые нитки.

Игра «Ловим раков»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навык расстегивания прищепок.

Материалы. Игрушечное ведро, прищепки.

Ход игры

Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведерка. Предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Предварительно покажите детям, как нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами.

Обыграйте эту ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их обратно в ведерко!»

Артикуляционные упражнения:

    Простые артикуляционные упражнения можно обыграть, чтобы ребенку было интересно.

• «Свечка» - губы сложить трубочкой, вытянуть и подуть. Чтобы ребенку было интересно, можно продемонстрировать игру «День рождения», в которую можно вовлечь ребенка. 
• «Улыбка»: губы улыбаются, расслабляются. Показать игрушку и улыбнуться ей.
• «Паровозик»: изображать, как едет паровоз («ту-ту»). Губки тянуть вперед.
• «Миша»: сделать полуулыбку, затем рот открыть, так рычит мишка (произнести «э»).
• «Дым»: губы принимают уклад звука «ы» (верхняя губа приподнята, нижняя – опущена).
• Развитие навыка звукоподражанию и произнесения вслед за взрослым простых слов.
• «Лопатка»: широкий язык лежит на нижней губе, рот открыт.
• «Иголка»: узкий язык, кончик языка тянется вперед, рот открыт. Если не получается, предложить кончиком языка до чего-нибудь дотянуться.
• «Часики»: движения языком вправо-влево, касаясь уголков губ. Должен двигаться только язык, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. 
• « Качели»: рот открыт, язык положить на нижнюю губу, затем поднять на верхнюю губу. Повторить несколько раз. Двигается только язык без движений нижней челюстью. 
• «Чашечка»: рот открыт, сначала язык положить на нижнюю губу, затем боковые края и кончик языка поднять. В таком положении язык нужно подержать некоторое время. Следить за тем, чтобы нижняя губа не поднималась вслед за языком.
• «Катушечка»: кончик языка упирается изнутри в верхние зубы, расстояние между рядами зубов небольшое. Дуть на перышко, свистеть, выдувать мыльные пузыри.
• Дуть в дудочки, свистульки, губные гармошки.
• Сосать, пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки.

 Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

 Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

 Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

 Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

 Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

 Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

 Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

При правильной организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющими ЗРР, занятия по развитию речи способствуют всестороннему развитию личности каждого ребенка, формированию у него внимания, памяти и других высших психических функций, и тем самым обеспечивают более качественную подготовку детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Выступление

На тему: «Задержка речевого развития. Что это такое?

 Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии.

 Сообщение из опыта работы»

на секционном заседании районной конференции руководящих и педагогических работников ДОУ на тему: «Этнокультурный и воспитательный компоненты как стратегические составляющие системы образования»

II площадка аукцион педагогических идей

« Реализация федерального государственного образовательного стандарта в детском саду воспитателями групп раннего возраста»

                                                                               Подготовила: Алтунова  Лилия Георгиевна

                                                                                     воспитатель первой

 квалификационной категории

21 сентября 2017г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. На тему: "Наблюдения за божьей коровкой"...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке. на тему: «Наблюдения за божьей коровкой»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.на тему: «Наблюдения за божьей коровкой»...

Познавательно-речевое развитие. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми.

Программное содержание: 1. Содействовать физическому развитию детей; 2. Формировать предпосылки здорового образа жизни детей; 3. Развивать способность в течении длительного периода времени развора...