Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Методы, направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методические рекомендации по работе воспитателей
с детьми и родителями.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Подготовила воспитатель: Кидяйкина М.В.
2022 г.
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
Взаимодействие с агрессивными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. Выражение гнева в приемлемой форме | ∙ Заявлять о своих чувствах ∙ Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете ∙ Упорядочить систему требований для ребенка | 1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 2. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбирает, потрошит. 5. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. 6. Он не прочь подразнить животных. 7. Переспорить его трудно. 8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 9. 8 Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 8 9 У него нередки приступы мрачной раздражительности 10. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот. 11. Часто не по возрасту ворчлив. 12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 15. Легко ссорится, вступает в драку. 16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. . 18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 119. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. 20. Завистлив, мстителен. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов. Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов. Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов. |
2. Обучение приемам саморегуляции | ∙ Релаксационные упражнения | |
3. Отработка навыков общения | ∙ Привлекать детей к ролевым играм ∙ Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле ∙ Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун. | |
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) | ∙ Научить ребенка жалеть других Чтение художественной литературы Сочинение вместе с детьми сказок, историй Создание «Эмоционального словаря» |
Взаимодействие с тревожными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. повышение самооценки | ∙ Выполнение престижных в данном коллективе поручений ∙ Хвалить его в присутствии других детей и взрослых ∙ Тактильный контакт ∙ Сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад ∙ Избегать заданий, выполняемых на время ∙ Желательно спрашивать в середине занятия, задавать один вопрос и давать время на обдумывание (каждое повторение вопроса ребенок воспринимает как вновь раздражающий стимул) ∙ Общение «глаза в глаза» | 1.1 Ему трудно сосредоточиться на чём-то. 2. 2 Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 3. 3 Во время выполнения заданий очень напряжён, скован. 4. Смущается чаще других. 5. 5 Часто говорит о напряжённых ситуациях. 6. 6 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 7. 7 Жалуется, что ему снятся страшные сны. 8. 8 Руки у него обычно холодные и влажные. 9. 9 У него нередко бывает расстройство стула. 10. Сильно потеет, когда волнуется. 11. Не обладает хорошим аппетитом. 12. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 13. Пуглив. Многое вызывает у него страх. 14. Обычно беспокоен. Легко расстраивается. 15. Часто не может сдержать слёзы. 16. Плохо переносит ожидание. 17. Не любит браться за новое дело. 18. Не уверен в себе, своих силах. 19. Боится сталкиваться с трудностями. 20. Не может долго работать, не уставая. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15 – 20 баллов. Средняя тревожность – 7 – 14 баллов. Низкая тревожность – 1 – 6 баллов. |
2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения | ∙ Выполнять релаксационные упражнения ∙ Телесный контакт с ребенком ∙ Использование элементов массажа ∙ Маскарад (переодевание, маски) | |
3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях | ∙ Ролевая игра ∙ Игры с куклами |
Взаимодействие с гиперактивными (импульсивными) детьми
Направление работы | Рекомендации | Анкета |
1.Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля | ∙ Проводить обучение ребенка в начале дня ∙ Инструкции четкие и краткие (не более 6 слов) ∙ Общаться мягко, спокойно, ровно (воздержаться от эмоционально приподнятого тона) ∙ За несколько минут до начала новой деятельности предупредить ребенка об этом ∙ Соблюдение четкого режима ∙ Спрашивать ребенка в начале и конце занятия | 1 Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно и неверный). 2. У него часто меняется настроение. 3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. 4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен. 6. Часто чувствуется, что ему всё надоело. 7. Быстро, не колеблясь, принимает решения. 8 Может резко отказаться от еды, которую не любит. 9. Нередко отвлекается на занятиях. 10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ. 111. Обычно уверен, что правится с любым заданием. 12. Может нагрубить учителю, воспитателю. 13. Временами кажется, что он переполнен энергией. 1 14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. 15. Требует к себе внимания, не хочет ждать. 16. В играх не подчиняется общим правилам. 17. Горячится во время разговора, часто повышает голос. 18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой. 19. Любит организовывать и предводительствовать. 20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Результат 15 -20 баллов свидетельствует о высокой активности, 7 – 14 баллов – средняя активность, 1 – 6 баллов – низкая активность. |
2.Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ∙ Перед началом занятий оговорить правила поведения, за выполнение которых ребенок получит вознаграждение ∙ Награды – идти в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры ∙ Чаще поощрять ∙ Стараться избегать в речи частицу «НЕ» ∙ Контролировать выполнение коротких заданий |
Взаимодействие с аутичными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. Познавательное развитие | ∙ Доносить информацию через схемы, наглядные картинки ∙ Избегать переутомления ∙ Четко организовывать пространство ∙ Осваивать материал частями, этапами, потом объединять в целое ∙ Стимулировать развитие речи | 1.Присутствует отстраненность и игнорирование в общении 2.Суетливость, беспокойство при ситуации незнакомого характера 3. Избегает смотреть в глаза 4.Остро реагирует на смену режимных моментов 5.Отставание в речевом развитии или речь без эмоциональная, механическая. 6.Бывает, что эмоциональная реакция не соответствует ситуации 7.Навязчивые движения 8.Двигательная расторможенность 9. Несформированность навыков самообслуживания по возрасту 10.Преобладают манипулятивные, однообразные игры 11.Стремиться поддерживать «свой», понятный только ребенку порядок в вещах, игрушках (например, раскладывает предметы в одну линию) 12. Может использовать предметы не по назначению, функционально неверно (например, каждую игрушку пробует на вкус, каждый предмет пытается катать и т.п.) 13.Может испытывать дискомфорт при громких резких звуках 14.Могут быть приступы паники, необоснованных страхов 15.Неравномерное развитие в разных областях (читает, но физическое развитие не соответствует возрасту) 16. Привязанность к конкретному предмету (ходит в детский сад с одной и той же игрушкой, вещью (кроме раннего возраста) 17.Проявляет то чрезмерную пассивность, то очень активен 18.Избегает телесных контактов 19.Не распознает жесты, эмоции, выражение лица других людей 20.Речь логически не выстроена. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл аутичных черт. Высокий уровень– 15 – 20 баллов. Средний уровень – 7 – 14 баллов. Низкий уровень – 1 – 6 баллов. |
2. Развитие коммуникативных навыков, эмоционального развития | ∙ Обращаться к ребенку по имени, но не громко и не навязчиво ∙ Использовать подкрепление правильного действия (наклейка, похвала и т.д.) ∙ Поощрять и помогать в играх со сверстниками ∙ Проговаривать чувства ребенка и свои, обсуждать ситуации, эмоционально значимые для ребенка ∙ Не настаивать на телесном контакте, «глаза в глаза» | |
3. отработка бытовых навыков, саморегуляции | ∙ Соблюдение режима дня ∙ Строгая последовательность в организованной деятельности, проговаривать с ребенком каждое действие ∙ Подписывать предметы, которыми пользуется ребенок или выделить такому воспитаннику место для хранения личных вещей ∙ Использование схем, карт, шаблонов |
Список литературы:
1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. 2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000. 3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
5. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методические рекомендации по работе воспитателей
с детьми и родителями.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Подготовила воспитатель: Кидяйкина М.В.
2022 г.
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность для воспитания и обучения, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
Взаимодействие с агрессивными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. Выражение гнева в приемлемой форме | ∙ Заявлять о своих чувствах ∙ Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете ∙ Упорядочить систему требований для ребенка | 1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 2. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбирает, потрошит. 5. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. 6. Он не прочь подразнить животных. 7. Переспорить его трудно. 8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 9. 8 Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 8 9 У него нередки приступы мрачной раздражительности 10. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот. 11. Часто не по возрасту ворчлив. 12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 15. Легко ссорится, вступает в драку. 16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. 20. Завистлив, мстителен. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов. Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов. Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов. |
2. Обучение приемам саморегуляции | ∙ Релаксационные упражнения | |
3. Отработка навыков общения | ∙ Привлекать детей к ролевым играм ∙ Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле ∙ Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун. | |
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) | Научить ребенка жалеть других Чтение художественной литературы Сочинение вместе с детьми сказок, историй Создание «Эмоционального словаря» |
Взаимодействие с тревожными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. повышение самооценки | ∙ Выполнение престижных в данном коллективе поручений ∙ Хвалить его в присутствии других детей и взрослых ∙ Тактильный контакт ∙ Сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад ∙ Избегать заданий, выполняемых на время ∙ Желательно спрашивать в середине занятия, задавать один вопрос и давать время на обдумывание (каждое повторение вопроса ребенок воспринимает как вновь раздражающий стимул) ∙ Общение «глаза в глаза» | 1.1 Ему трудно сосредоточиться на чём-то. 2. 2 Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 3. 3 Во время выполнения заданий очень напряжён, скован. 4. Смущается чаще других. 5. 5 Часто говорит о напряжённых ситуациях. 6. 6 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 7. 7 Жалуется, что ему снятся страшные сны. 8. 8 Руки у него обычно холодные и влажные. 9. 9 У него нередко бывает расстройство стула. 10. Сильно потеет, когда волнуется. 11. Не обладает хорошим аппетитом. 12. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 13. Пуглив. Многое вызывает у него страх. 14. Обычно беспокоен. Легко расстраивается. 15. Часто не может сдержать слёзы. 16. Плохо переносит ожидание. 17. Не любит браться за новое дело. 18. Не уверен в себе, своих силах. 19. Боится сталкиваться с трудностями. 20. Не может долго работать, не уставая. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15 – 20 баллов. Средняя тревожность – 7 – 14 баллов. Низкая тревожность – 1 – 6 баллов. |
2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения | ∙ Выполнять релаксационные упражнения ∙ Телесный контакт с ребенком ∙ Использование элементов массажа ∙ Маскарад (переодевание, маски) | |
3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях | ∙ Ролевая игра ∙ Игры с куклами |
Взаимодействие с гиперактивными (импульсивными) детьми
Направление работы | Рекомендации | Анкета |
1.Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля | ∙ Проводить обучение ребенка в начале дня ∙ Инструкции четкие и краткие (не более 6 слов) ∙ Общаться мягко, спокойно, ровно (воздержаться от эмоционально приподнятого тона) ∙ За несколько минут до начала новой деятельности предупредить ребенка об этом ∙ Соблюдение четкого режима ∙ Спрашивать ребенка в начале и конце занятия | 1 Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно и неверный). 2. У него часто меняется настроение. 3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. 4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен. 6. Часто чувствуется, что ему всё надоело. 7. Быстро, не колеблясь, принимает решения. 8 Может резко отказаться от еды, которую не любит. 9. Нередко отвлекается на занятиях. 10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ. 11. Обычно уверен, что правится с любым заданием. 12. Может нагрубить учителю, воспитателю. 13. Временами кажется, что он переполнен энергией. 1 14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. 15. Требует к себе внимания, не хочет ждать. 16. В играх не подчиняется общим правилам. 17. Горячится во время разговора, часто повышает голос. 18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой. 19. Любит организовывать и предводительствовать. 20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Результат 15 -20 баллов свидетельствует о высокой активности, 7 – 14 баллов – средняя активность, 1 – 6 баллов – низкая активность. |
2.Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ∙ Перед началом занятий оговорить правила поведения, за выполнение которых ребенок получит вознаграждение ∙ Награды – идти в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры ∙ Чаще поощрять ∙ Стараться избегать в речи частицу «НЕ» ∙ Контролировать выполнение коротких заданий |
Взаимодействие с аутичными детьми
Направление | Методы | Анкета |
1. Познавательное развитие | ∙ Доносить информацию через схемы, наглядные картинки ∙ Избегать переутомления ∙ Четко организовывать пространство ∙ Осваивать материал частями, этапами, потом объединять в целое ∙ Стимулировать развитие речи | 1.Присутствует отстраненность и игнорирование в общении 2.Суетливость, беспокойство при ситуации незнакомого характера 3. Избегает смотреть в глаза 4.Остро реагирует на смену режимных моментов 5.Отставание в речевом развитии или речь без эмоциональная, механическая. 6.Бывает, что эмоциональная реакция не соответствует ситуации 7.Навязчивые движения 8.Двигательная расторможенность 9. Несформированность навыков самообслуживания по возрасту 10.Преобладают манипулятивные, однообразные игры 11.Стремиться поддерживать «свой», понятный только ребенку порядок в вещах, игрушках (например, раскладывает предметы в одну линию) 12. Может использовать предметы не по назначению, функционально неверно (например, каждую игрушку пробует на вкус, каждый предмет пытается катать и т.п.) 13.Может испытывать дискомфорт при громких резких звуках 14.Могут быть приступы паники, необоснованных страхов 15.Неравномерное развитие в разных областях (читает, но физическое развитие не соответствует возрасту) 16. Привязанность к конкретному предмету (ходит в детский сад с одной и той же игрушкой, вещью (кроме раннего возраста) 17.Проявляет то чрезмерную пассивность, то очень активен 18.Избегает телесных контактов 19.Не распознает жесты, эмоции, выражение лица других людей 20.Речь логически не выстроена. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл аутичных черт. Высокий уровень– 15 – 20 баллов. Средний уровень – 7 – 14 баллов. Низкий уровень – 1 – 6 баллов. |
2. Развитие коммуникативных навыков, эмоционального развития | ∙ Обращаться к ребенку по имени, но не громко и не навязчиво ∙ Использовать подкрепление правильного действия (наклейка, похвала и т.д.) ∙ Поощрять и помогать в играх со сверстниками ∙ Проговаривать чувства ребенка и свои, обсуждать ситуации, эмоционально значимые для ребенка ∙ Не настаивать на телесном контакте, «глаза в глаза» | |
3. отработка бытовых навыков, саморегуляции | ∙ Соблюдение режима дня ∙ Строгая последовательность в организованной деятельности, проговаривать с ребенком каждое действие ∙ Подписывать предметы, которыми пользуется ребенок или выделить такому воспитаннику место для хранения личных вещей ∙ Использование схем, карт, шаблонов |
Список литературы:
1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. 2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000. 3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
5. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие с детьми, имеющими нарушения поведения»
Семинар-практикум для воспитателей...
Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"
В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...
Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.
представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками с нарушением слуха....
Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...
«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)
В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА "ДОМ-ДЕТСКИЙ САД-ДОМ"
Памятка для родителей и воспитанников...
методические рекомендации для работы с детьми, имеющими диагноз ЗПР
Рекомендации для педагогов...