Профилактическая работа над звуковой культуры речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи
В статье освещена профилактической работы воспитателя, направленная на формирование звуковой стороны речи. Даны конкретные рекомендации, как именно способствовать правильному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые заботятся о своем ребенке и его речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_nad_zvukovoy_kulturoy_rechi_-dlya_sayta.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа над звуковой культуры речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
- Воспитатель – педагог, который воспитывает и обучает детей, знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать воспитанников в группе.
Это не только тот, кто поможет и научит одеться и обуться, правильно сидеть за столом и держать ложку. Это педагог, который является примером грамотной речи и обладает навыками развития речи у детей.
Поскольку количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается - возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателе. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи.
- Профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной.
С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.
Причин недоразвития речи у детей несколько – это и экология, отклонения от нормы состояния здоровья мамы и малыша во время беременности, родов, травмы у ребенка и другие. А также социальная причина. В чем она заключается? В неправильном речевом окружении и воспитании. Так как речевое развитие носит подражательный характер, то взрослые – родители, члены семьи являются примером для подражания. Необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы. Нарушения речи в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые могут повлиять на деятельность и поведение и психическое состояние ребенка в целом.
- Непосредственная деятельность воспитателя с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов, начиная с младшего дошкольного возраста.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
- отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов;
- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;
- необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения;
На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
- Основная работа направлена на развитие:
- слухового внимания и фонематического слуха детей,
- правильного речевого дыхания,
- мелкой моторики пальцев рук у детей,
- подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.
Развитие правильного дыхания.
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Развитие мелкой моторики
О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. Существует связь между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также важны пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика:
Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.
Простые упражнения:
- максимально открывать и закрывать рот,
- растягивать губы в улыбочку,
- вытягивать губы трубочкой.
Выполнение простейшего, доступного для исполнения комплекса упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки.
Проводя профилактическую работу в рамках образовательной деятельности воспитатели, помогут воспитанникам в более краткий срок овладеть красноречием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...
Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста
Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Презентация работы по звуковой культуре речи с детьми средней группы в контексте ФГОС.
Задачи по звуковой культуре речи с детьми средней группы. 1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание ( умение определить на слух то или иное ...
«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...
Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...
Мастер-класс "Развитие звуковой культуры посредством игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте"
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода.Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить ма...