Профилактическая работа над звуковой культуры речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Чепрасова Татьяна Викторовна

В статье освещена профилактической работы воспитателя, направленная на формирование звуковой стороны речи. Даны конкретные рекомендации, как именно способствовать правильному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые заботятся о своем ребенке и его речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая работа над звуковой культуры речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 

  1. Воспитатель – педагог, который воспитывает и обучает детей, знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать воспитанников в группе. 

Это не только тот, кто поможет и научит одеться и обуться, правильно сидеть за столом и держать ложку. Это педагог, который является примером грамотной речи и обладает навыками развития речи у детей.

Поскольку количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается -  возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателе. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи.

  1. Профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной.

 С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Причин недоразвития речи у детей несколько – это и экология, отклонения от нормы состояния здоровья мамы и малыша во время беременности, родов, травмы у ребенка и другие. А также социальная причина. В чем она заключается? В неправильном речевом окружении и воспитании. Так как речевое развитие носит подражательный характер, то взрослые – родители, члены семьи являются примером для подражания. Необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы. Нарушения речи в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые могут повлиять на деятельность и поведение и психическое состояние ребенка в целом.

  1. Непосредственная деятельность воспитателя с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов, начиная с младшего дошкольного возраста.

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

  • отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов;
  • приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;
  • необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения;

На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

  1. Основная работа направлена на развитие:
  • слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • правильного речевого дыхания,
  • мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Развитие правильного дыхания.

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. Существует связь между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также важны пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика:

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения:

  • максимально открывать и закрывать рот,
  • растягивать губы в улыбочку,
  • вытягивать губы трубочкой.

Выполнение простейшего, доступного для исполнения комплекса упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки.

Проводя профилактическую работу в рамках образовательной деятельности воспитатели, помогут воспитанникам в более краткий срок овладеть красноречием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

Место  мелкой моторики в работе по звуковой  культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Презентация работы по звуковой культуре речи с детьми средней группы в контексте ФГОС.  

Задачи по звуковой культуре речи с детьми средней группы. 1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание ( умение определить на слух то или иное ...

«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...

Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...

Мастер-класс "Развитие звуковой культуры посредством игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте"

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет –  одна из важнейших задач этого возрастного периода.Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить ма...