«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, cодержащие подготовленный заранее материал. Это связано с тем, что дети этого возраста еще не умеют придумывать сюжет. Тематический план этих занятий носит ориентировочный характер, так как каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, вы планировали поиграть с ребенком сухим песком, познакомить с геометрическими фигурами, научить его зарывать и отыскивать фигурки по инструкции и т.п. А малыш сразу же потянулся клейке с водой, и всё занятие увлечённо поливал песок и восхищался результатами своего труда, стоит ли вспоминать о запланированных геометрических фигурах? Конечно, нет. Эти задания ему ещё предстоит не раз отрабатывать. А вот чувство доверия ребёнка к взрослому, уверенность, что его поймут, не заругают за “грязь в песочнице’’ и вместе с ним порадуются - это и является целью психологической коррекции и началом пути  к уверенности в себе ,получению удовольствия от общения с миром и ,в конечном результате, к более счастливой жизни.

Тематический      план    занятий  с  песком

  1. ’’Знакомство со свойствами песка и воды’’

Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать.) Вода холодная и тёплая. Что можно с ней делать? (Hаливать, переливать, капать.)

На этом занятии  ребёнок раскрепощается довольно быстро, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует. Ведь можно не только копать, но и поливать в своё удовольствие! Мало кто из детей раннего и младшего дошкольного возраста устоит перед такой забавой.

  1. ’’Отпечатки  наших  рук’’

На влажном песке ребёнок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно  украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребёнка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам и руке. Стоит заметить, что не все дети могут так быстро пойти на тактильный контакт. В этом случае не стоит торопиться, а необходимо повторить это занятие несколько раз. Предлагая ребёнку разные украшения для ладошек, игру ‘’Где ладошка?’’ (зарыть свою руку в песок и попросить найти её или предложить ребёнку спрятать свою ладошку, а взрослому потихоньку её откапывать).

  1. ”Волшебные секреты”

Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки  и т.п. Если ребёнок затрудняется или не решается начать игру (глаза блестят, а руки держит в кулачках), взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: ”Вот какой красивый блестящий камешек. Нравится?  Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же  мой секретик? Помоги мне его найти!”  

  1. ”Домики для животных”                                                                                                                        

Ребёнку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки из песка. Главное не навязывать свои варианты, а просто подавать ребёнку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называет их детёнышей в ед. и мн. числе и т.п. Если ребёнок ещё напряжён, не следует очень увлекаться дидактикой, т.к. основная цель данных занятий - это коррекция эмоционально-волевой сферы.

  1. ”Озеро- река”

Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребёнка.  В этих озёрах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих животных и птиц.

  1. ”Транспорт”

Любимое занятие для мальчиков, хотя  и многие девочки с большим  интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру и форме; находить для них пассажиров.

Количество игрушек постепенно увеличивается, и ребёнок  встаёт перед выбором, заполнить всё пространство песочницы (рекомендуемый размер 70/50 см.) игрушками, либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.  Так  включаются механизмы и волевого усилия, и планирования деятельности. Этот момент особо важен для гиперактивных, расторможенных детей.

Очень хорошо на песке проходит инсценирование сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребёнка. Как правило, мы используем след. произведения:

- “Курочка ряба”

- “Репка”

- “Колобок”

- “Заюшкина избушка”                    

Воспитатель подбирает игрушки для сказки. Можно положить в коробку и лишних героев. Пусть малыш отберёт нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.

Таким образом, использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является весьма эффективным, многофункциональным и результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...

План работы по самообразованию с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений посредством нетрадиционных методов»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучен...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоров...

Статья Музыкальные игры и приёмы для развития детской инициативы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В ребёнке с самого раннего детства заложена потребность в исследовательском ...

Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...