Развитие речи по теме "Грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Лексическая тема «Грибы»
Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.
Задачи:
Образовательные :
формировать представление о грибах;
совершенствовать навык грамматического строя речи.
Развивающие:
развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Содержание НОД:
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Ответы детей. (Гриб)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем. Ребята вот мы и приехали, выходим из автобуса. Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые).
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Есть их нельзя, но люди научились делать из них лекарство.
Воспитатель: но есть ещё и бледная поганка, БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Кто съест меня — отравится.
Я не привыкла нравиться,
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел . Начинают загибать по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел. Потому и потолстел.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3.Не собирать грибы у проезжей части;
4.Собирать только известные грибы;
5.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут под какими деревьями?
Дети: Под соснами.
Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Дети: наверно потому, что липкие, масляные.
Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Упражнение «За грибами».(Физкультминутка).Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и можно отправляться за грибами.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте. ….
Звучит музыка – песня «Вот мы в автобусе сидим»
Дети, сидя на стульчиках, подпевают и показывают движения.
Воспитатель: Ребята, мы приехали обратно в детский сад. У нас в корзинке много грибов. А можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.
Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить - сушеные.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?
(Ответы детей)Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, как и где нужно собирать грибы.
Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...