Развитие познавательно-речевой активности
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Хамаева Анастасия Викторовна

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

Консультация для родителей на тему

«Развитие познавательно-речевой активности»

                

Воспитатель

подготовительной группы №8

«Фантазеры»

Хамаева А.В.

пгт. Яблоновский 2022г.

Консультация для воспитателей на тему:

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Особенностью современной ситуации является более раннее (в среднем примерно с 5 лет) овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтения. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии). Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию устной речи дошкольника.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников в некоторых видах деятельности.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

В среднем дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).

В детском саду детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, песок, вода и др.), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т.д.).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определённых условиях, свойства предметов, повадки животных и т.д. Например, лист. Свойство – легкий, т.е. если его подбросить, то он может долго кружиться в воздухе; если лист опустится на воду, то он не тонет, а плавает по поверхности и т.д. Например, ёжик. Портрет – небольшой зверек, с вытянутой мордочкой. У него есть носик, глазки, рот, ушки и т.д. Спина ежика покрыта иголками, а мордочка и брюшко - мягкой шерстью. Повадки – если ежика тронуть (спугнуть), то он сворачивается клубком.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (левая рука – налево, правая рука – направо, над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади). Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни). Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, ткани, пластилина, стекла и т.д.) Полученные представления закрепляются в полученной деятельности детей.

В течении года детей целенаправленно знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других);бытовой (труд для себя и семьи); отдых, увлечения(труд для души).

Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т.п.) используется и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т.д.) Перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). На специальных занятий дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», «узкий - широкий», «длинной- короткий» и др. При этом широко используется прием сравнения, практические действия детей( построить домики разной высоты, выложить дорожки разной длины и т.д.).

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).Отвечая на вопросы воспитателей, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: « Зайчик сидит между куклой и собачкой. Зайчик сидит выше матрешки, машины и пирамидки. Пирамидка стоит ниже зайчика, куклы и собачки. В лесу дерево выше, чем куст. Куст выше, чем трава. Цветок ниже куста. В нашем лесу цветов больше, чем грибов» и т.д.

В течение года дети осваивают счет в пределах пяти. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже (один гриб - два гриба - пять грибов).

Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете « Магазин «Одежда» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение на прилавках, а затем закрепляют полученную информацию через загадки – описания. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях « Съедобное – несъедобное», «Дикие и домашние животные» и т.п.

Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение « Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связанности высказывания.

Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами   (астры, бархатцы, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматривая плоды деревьев и кустарников (боярышник, рябина, калина, шиповники др.), дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы. Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая). Обращается на разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой ( подорожник, мать- и мачеха), с тремя пластинками( клевер, земляника), с сильно изрезанными краями( своеобразие рисунка края у разных листьев). Дети подбирают определение к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, можжевельник и др.) Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первыелистья, первые цветы. В мае на примере цветов мать-и-мачехи, купальницы, сурепки показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Организуя процесс восприятия искусства, воспитатели знакомят детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, художник - иллюстратор.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги.

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития.

Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Список используемой литературы:

1.Карпова С.И., Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет

2. Как научить ребенка говорить, читать и думать

А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская,. М., Паритет, 2001 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский  сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

Долгосрочный прект в подготовительной  группе

«Игра – как средство обучения грамоте»

Воспитатель подготовительной

 группы №7 «Птички»

Хамаева А.В.

пгт.Яблоновский, 2024 г.

Проект в подготовительной  группе

«Игра – как средство обучения грамоте»

Возраст: дети подготовительной к школе группы

Участники проекта: дети, воспитатель

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: сентябрь 2024г – май 2025г

Актуальность:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.

Задачи проекта:

1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях

2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» и др.

3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа

4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов              

5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы

6.  Обогащать словарь детей

7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью счетных палочек.

Ожидаемый результат :Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.

Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Техническое обеспечение: Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал.

Методическое обеспечение проекта

Оборудование: карточки с заданиями, разрезные азбуки.

Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.

Краткая характеристика содержания:

1.    «Звуки» Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.

2.    «Гласные звуки» Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

3.    «Согласные звуки» Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

4.    «Алфавит» (2 занятия) Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

5.    «Гласные и согласные звуки» (2 занятия) Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

6.    «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

7.    «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».  Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

8.    «Слова и предложения» Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.

9.    «Слова и предложения» Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

10. «Повторение» (2 занятия) Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

11.  «Как древние люди общались друг с другом» Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

12 «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

13. Итоговое  занятие Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Результативность использования учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

Месяц

Название мероприятия

Цель

 

Сентябрь

3 нед.

 

 

Октябрь

1нед.

 

 

Вводные занятия. Подготовительный период.

 

 

 

 

«В мире звуков»

 Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме.

 

 

 

Дать представления о звуках различного происхождения.

3 нед.

« Гласные звуки»

Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Ноябрь

1 нед

«Согласные звуки»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках

3 нед.

«Что такое алфавит»

 

Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

Декабрь

1 нед.

«Интересный алфавит»

 

Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

 

3 нед.

«Гласные и согласные звуки»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

 

Январь

1 нед

«В мире гласных и согласных звуков»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

 

3 нед

«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

 

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Февраль

1 нед.

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

 

Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

 

3 нед

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом

Март

1 нед.

«Слова и предложения»

 

Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

 

3 нед.

«Повторение»

 

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

 

 

Апрель

1 нед.

«Повторение»

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

 

3 нед.

«Как древние люди общались друг с другом»

 

Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

Май

1 нед.

«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

 

Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

 

3 нед.

Итоговое и занятие

« Мои знания о стране «Пиши – читай»»

Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»

5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2012.

Заключение

Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении. 

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в ходе исследовательской деятельности.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логическог...

Развитие познавательно -речевой активности посредством мнемотехники

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на летуК.Д.Ушинский...

Развитие познавательно -речевой активности посредством мнемотехники

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на летуК.Д.Ушинский...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ...