Развитие познавательно-речевой активности детей через применение ИКТ в процессе непосредственной образовательной деятельности
материал по логопедии по теме
Использование ИКТ в рамках тематической недели "Одежда"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательно-речевой активности детей через применение ИКТ в процессе непосредственной образовательной деятельности»
Выполнила: Тотай Елена Сергеевна
учитель – логопед
МБДОУ № 8 Октябрьского района
г. Самары
Введение
Привлечь ребенка к занятиям зачастую оказывается серьезной проблемой. И родители, и педагоги ежедневно сталкиваются с этим. С введением ФГТ появилась возможность использовать в непосредственной образовательной деятельности информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Использование данных технологий должно повысить качество воспитания, способствовать развитию ребенка как творческой личности, а также привлекать к процессу образования и способствовать наиболее лучшему усвоению материала.
Проанализировав различную литературу по данному вопросу, мы нашли ряд преимуществ использования информационно-коммуникативных технологий. Мы решили проверить это в своей работе, а также узнать действительно ли применение ИКТ способствует познавательно-речевому развитию детей.
Актуальность: В связи с введением ФГТ остро встала проблема применения эффективных методов обучения, в том числе к использованию информационно-коммуникативных технологий.
ИКТ - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Это технология представления информации в электронном виде, ее обработка и хранение. В них объединены две составляющие:
- Информационная – совокупность методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации
- Коммуникативная – совокупность методов и средств налаживания различного рода коммуникаций: со взрослыми, сверстниками и др.
Цель: повысить эффективность и качество процесса обогащения активного словаря старших дошкольников с ОНР по теме «Одежда».
Задачи:
- привлечь детей к непосредственной образовательной деятельности, вызвать желание работать самостоятельно и в команде
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей
- развивать высшие психические функции, такие как воображение, логическое мышление, внимание, зрительную память
- привлечь родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами
Применение ИКТ в непосредственной образовательной деятельности.
В рамках тематической недели «Одежда» мы решили активно применять информационно-коммуникативные технологии, причем не только на подгрупповых занятиях с детьми (с помощью проектора), но и в индивидуальной работе (работа на компьютере), а также в работе с родителями (с целью повторения и закрепления полученного результата дома).
Ожидаемые результаты:
- повысится мотивация и интерес детей к занятиям
- ускорится процесс запоминания полученной информации
- обогатится словарь по теме «Одежда»
Содержание работы
Наша работа состоит из трех этапов. Сначала мы проводили анкетирование родителей с целью выяснения знаний их детей об одежде и беседу с детьми, чтобы выяснить состояние их словаря, уточнить знания по данной тематике. Также мы подбирали материал в рамках данной темы, создавали презентации и интерактивные дидактические игры. На основном этапе мы использовали ИКТ в непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работе. В заключении мы провели повторное анкетирование родителей с целью выяснения знаний, приобретенных за время нашей работы, а также провели беседу с детьми.
Этапы работы | Работа педагогов | Работа родителей |
Подготовительный | Анкетирование родителей; Беседа с детьми «Что мы знаем об одежде»; Подбор презентаций, интерактивных дидактических игр по данной теме | Участие в анкетирование; |
Основной | Показ слайдов по теме «Одежда»; Показ различных презентаций «История возникновения одежды», «Профессия-портной» и др.; Интерактивные дидактические игры как с группой детей (с помою проектора), так и индивидуально ( при помощи компьютера) : «4 лишний», «Назови ласково», «Одень Машу на прогулку» и др. | Подбор изображений по теме «Одежда»; Просмотр некоторых презентаций дома; Повторение и закрепление полученного материала дома через интерактивные дидактические игры |
Заключительный | Повторное анкетирование родителей; Викторина «Об одежде знаю много…» | Участие в анкетирование |
Взаимосвязь образовательных областей
Познавательно-речевое развитие
« Коммуникация»
- Классификация одежды по сезону, гендерной принадлежности
- Составь рассказ про одежду по наглядному плану.
-Разгадай кроссворд и ребусы об одежде
- «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «Одень Машу на прогулку» и др.
«Познание»
-« Найди отличия», «Посчитай одежду», «Наложенные изображения»
- Разгадай кроссворд
« Чтение художественной литературы»
- Читаем рассказы, стихи и загадки про одежду с наглядной демонстрацией через проектор
Социально-личностное развитие
«Социализация»
- Презентации «Профессия-портной», «На швейной фабрике» и др.
« Труд»
- Подбор вместе с родителями изображений одежды в интернете
Художественно-эстетическое развитие
« Музыка»
- Распевки под фонограмму
« Художественное творчество»
-Рассматривание слайдов «Одежда людей разных эпох»
-Рисование «Платье для мамы» с предварительной презентацией моделей одежды
«Здоровье»
-Гимнастика для гл
Полученные результаты
В результате проделанной работы, мы достигли поставленных ранее целей: у детей появился интерес к занятиям, они с нескрываемым удовольствием включаются в образовательный процесс в детском саду и дома, у них обогатился и расширился словарь по данной тематике. Также в процессе данной работы дети стали более самостоятельными, общительными, целеустремленными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы. Мы заметили, что дети стали более внимательными, усидчивыми, они стали быстрее запоминать полученную информацию и воспроизводят ее спустя какое-то время.
Большую роль сыграло и привлечение родителей. Благодаря их участию у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, дети учатся работать в тандеме «ребенок-взрослый», а еще работа с родителями способствует повторению и закреплению изученного материала.
У детей обогатился активный словарь, дети начали использовать изучаемую лексику в речи, более развернуто строить фразу, использовать много прилагательных и глаголов.
Данная работа была интересна всем участникам. Результат, который мы получили, еще раз доказывает эффективность применения и использования информационно-коммуникативных технологий в непосредственной образовательной деятельности.
Библиография
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи// «Логопед» №5, 2010
3. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры//Информатика и образование. 1994.№4
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.; 1990.
5.Зуева Л. Н. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. – М.; Просвещение, 1996. – 79 с.
6. Инновации в образовании. Выступления участников VII Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции// Интернет-журнал «Эйдос». 10 сентября 2005 г.
7. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски//Дефектология. – 1998. №1
8. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения// Вопросы гуманитарных наук. 2004. №5 (14)
9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования._М.:Школа-Пресс,1994.-204 с.
Интернет ресурсы
http://vmiredetstva-liza.blogspot.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: В связи с введением ФГТ остро встала проблема применения эффективных методов обучения, в том числе к использованию информационно- коммуникативных технологий
ИКТ актуальная проблема дошкольного воспитания. Это технология представления информации в электронном виде, ее обработка и хранение. Информационная-совокупность методов и средств получения, преобразования, хранения и использования информации Коммуникативная-совокупность методов и средств налаживания различного рода коммуникаций
Цель: повысить эффективность и качество процесса обогащения активного словаря старших дошкольников 5-6 лет с ОНР по теме: «Одежда» Задачи: привлечь детей к непосредственной образовательной деятельности, вызвать желание работать самостоятельно и в команде; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей; развивать высшие психические функции, такие как воображение, логическое мышление, внимание, зрительную память; привлечь родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
ИКТ ИКТ подгрупповая деятельность работа с родителями индивидуальная деятельность
Содержание работы Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Этапы работы Работа педагогов Работа родителей Подготовительный Анкетирование родителей; Беседа с детьми «Что мы знаем об одежде»; Подбор презентаций, интерактивных дидактических игр по данной теме Участие в анкетирование Основной Показ слайдов по теме «Одежда»; Показ различных презентаций «История возникновения одежды», «Профессия-портной» и др. Интерактивные дидактические игры как с группой детей (с помощью проектора), так и индивидуально (при помощи компьютера):«4 лишний», «Назови ласково», «Одень Машу на прогулку» и др. Подбор изображений по теме «Одежда»; Просмотр некоторых презентаций дома; Повторение и закрепление полученного материала дома Через интерактивные дидакти- ческие игры Заключительный Повторное анкетирование родителей; Викторина «Об одежде знаю много…» Участие в анкетирование
Полученные результаты: у детей появился интерес к занятиям; дети проявляют самостоятельность и инициативу; материал запоминается быстрее; обогатился активный словарь, дети активно используют изучаемую лексику в речи, используют много прилагательных и глаголов.
Библиография 1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 160 с. 2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи// «Логопед» №5, 2010 3. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры//Информатика и образование. 1994.№4 4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.; 1990. 5.Зуева Л. Н. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. – М.; Просвещение, 1996. – 79 с. 6. Инновации в образовании. Выступления участников VII Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции// Интернет-журнал «Эйдос». 10 сентября 2005 г. 7. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски//Дефектология. – 1998. №1 8. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения// Вопросы гуманитарных наук. 2004. №5 (14) 9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования._М.:Школа-Пресс,1994.-204 с. Интернет ресурсы http://belyk5.narod.ru/ http://vmiredetstva-liza.blogspot.ru/ http://nsportal.ru/ http://vpereplete.blogspot.ru/ http://1september.ru
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов
Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре
Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре
Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Развитие музыкально сенсорных способностей у детей в процессе непосредственно образовательной деятельности с применением музыкально-дидактических игр и пособий «Волшебная дорожка»
Музыка будет сопровождает нас по всем жизненным дорогам :когда нам грустно- она согреет наше сердце и на душе станется светлее и радостней. Любите музыку, слушайте музыку, играйте музыку, танцуй...
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в марте
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) с 01.03.2017 по 31.03. 2017...
План по самообразованию "«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности. Направление ""Художественно-эстетичесое развитие". Образовательная область "Музыка".
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....
Педагогические условия этноэкологического сознание детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности
Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, ...