Сущность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)
Статья про "Сущность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_podgotovki_k_obucheniyu_gramote_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо- виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её.
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи- взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень её произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие.
Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической, деятельности поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X.Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
С целью определения содержания современных программ по направлению речевого развития «подготовка к обучению грамоте», мы проанализировали программы«От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Детство»Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева.
В программе «От рождения до школы» подготовка к обучению грамоте выделяется отдельным разделом в подготовительной группе, включает в себя следующие задачи:
- дать представления о предложении (без грамматического определения);
- упражнять в составлении предложений, членение простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- учит детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами (Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
- учить составлять слова из слогов (устно);
- учить выделять последовательность звуков в простых словах.[10]
В программе «Детство», в разделе «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»,начиная со средней группы и включает в себя следующие задачи:
- понимание терминов «слово» ,«звук», использование их в речи;
- представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;
- сравнение слов по протяжности;
- освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук;
- узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем- по представлению.
В подготовительной группе определены следующие задачи:
- освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении ;
- составлять предложения с заданным количеством слов;
- ориентации на листе, выполнения графических диктантов;
- выполнение штриховки в разных направлениях, обводки;
- чтения простых слов и фраз;
- разгадывание детских кроссвордов и решение ребусов.
Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.
Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной методики обучения, данные о её положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей, позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
1. Ознакомление детей со словом- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
2.Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
3. Ознакомление со словесным составом предложения – деление предложений на слова и составление из слов.
4. ознакомление со слоговым строение слова – членение слов на части и составление из слогов.
5.Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....
Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...