Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с трудностями в развитии, в том числе и речевом.
Если речь ребенка в целом понятна и не вызывает дискомфорта в общении, то небольшие отклонения, как правило, не беспокоят родителей и воспитателей. Однако, в школе ситуация может измениться. Уже на первых порах обучения чтению и письму дети могут испытывать значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и тревожность.
Т.о. решение задач по подготовке к обучению грамоте является важным направлением работы по развитию речи в детском саду. Вашему вниманию представляется серия презентаций (консультаций) для педагогов ДОУ:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ МЛАДШИЙ СРЕДНИЙ дошкольный возраст СТАРШИЙ дошкольный возраст
РОСТ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ СО СТОРОНЫ ШКОЛЫ АКТУАЛЬНОСЬТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
ЗВУК БУКВА
Звуко-буквенный анализ Звуко-слоговой анализ Лексико-синтаксический анализ Звук Буква Звук Слог Слово Слово Предложение Текст /речь
Четкое звуко- и словопроизношение Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму Развитие артикуляционного аппарата
Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний способность слышать и анализировать звуки речи Фонематический слух Фонетический слух
Обучение грамоте на Руси Берестяные дощечки – ЦЕРЫ; Заостренные палочки для письма - ПИСАЛА
Обучение грамоте на Руси
Принципы работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду: От простого – к сложному Последовательность и систематичность Учет возрастных особенностей детей Соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала Использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов обучения
Предметно-развивающая среда: наборы картинок с определенным звуком, маленькие игрушки животных и предметов для упражнений в звукоподражании графические схемы, объясняющие правильную артикуляцию звуков картотеки дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, картотека игр по звуковой культуре речи подборка скороговорок, коротких стихов и текстов с определенными звуками разнообразные «поддувалочки» для развития речевого дыхания материалы, пособия игры для развития мелкой моторики рук дидактические игры с буквами
«Речевой дворик» (Т.И. Гризик) «Чудо дерево» «Копилка слов» «Дидактический домик» «Жители речевого дворика»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четкое звуко- и словопроизношение Развитие артикуляционного аппарата Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания МЛАДШИЙ и СРЕДНИЙ дошкольный возраст Задачи обучения: Развитие мелкой моторики
Последовательность работы над звуками Младшая группа Гласные а, у, и, о, э Губно-губные м, б, п Губно-зубные в, ф Средняя группа Гласные ы Переднеязычные н, д, т Заднеязычные к, г, х Шипящие, свистящие, сонорные с, з, ц, ж, ш, р, л
Возрастные особенности развития ЗКР у детей Недостаточное развитие артикуляционного аппарата Замена шипящих звуков на свистящие Сложности в произнесении слов с сочетаниями согласных звуков Не все дети обладают способностью управлять своим голосом, т.е. в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи Недостаточное развитие речевого дыхания и речевого слуха Значительно улучшается произносительная сторона речи Дети замечают ошибки в произнесении слов сверстников, но недостаточно контролируют свое словопроизношение Сензитивный период для развития речевого слуха, речевого дыхания Младший возраст Средний возраст
Подготовка артикуляционного аппарата Закрепление звука в словах и фразовой речи Уточнение произношения звука Этапы работы над звукопроизношением:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные особенности развития ЗКР у детей Завершается процесс овладения звуками родного языка Дети могут регулировать силу и громкость голоса в зависимости от ситуации общения Некоторые испытывают трудности в различении звуков сходных по звучанию Совершенствуется развитие мыслительных процессов, что дает возможность знакомства с абстрактными понятиями Старший дошкольный возраст
Звуко-буквенный анализ Звуко-слоговой анализ Лексико-синтаксический анализ Четкое звуко- и словопроизношение Развитие артикуляционного аппарата Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания Старшая группа (5-6 лет)
Звуковой анализ слова Познакомить со звучащим словом, закрепить представление о понятии «слово» Формировать представление о том, что слова состоят из звуков Продолжать учить слышать наличие звука в слове в разных позициях Учить определять позицию звука в слове «в начале», «в середине», «в конце»
Звуковой анализ слова Учить определять последовательность и количество звуков в слове, интонационно выделяя каждый звук Учить определять согласные и гласные звуки Учить определять характеристики согласных звуков – «звонкий/глухой», «твердый/мягкий» Учить звуковому анализу трех-четырех звуковых слов
2х, 3х слоговые слова (открытые слоги) Деление слов на части (слоги) 2х, 3х слоговые слова (в т.ч. Закрытые слоги)
Лексико-синтаксический анализ Формировать представления о понятии «предложение» Учить составлять предложение с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении Д/и «Придумай предложение с заданным словом» (Школа мяча), «Кто больше?» (составление предложений по картине), «Живые слова» «Сосчитай, сколько предложений в рассказе?»
Примерная структура построения занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Сюрпризный момент или игровые упражнения на создание эмоционально-положительного настроения в группе История из жизни Звукарика (сюжетная линия) Артикуляционная гимнастика (в т.ч. дыхательная гимнастика) Произнесение изолированного звука Поиск звука в словах, определение позиции звука Характеристика звука Физкультминутка Звуковой Анализ слова Игра/игровое упражнение/графическое упражнение
ЗВУК Знакомство со Звукариком «Где звенит колокольчик?» «Какой музыкальный инструмент звучит?» «Шумовые коробочки/баночки» «Какие звуки ты слышишь» «Громко - тихо»
Позиция звука в слове
Звуковой анализ простых слов
Гласные и согласные звуки Изолированный звук Первый звук в слове Звуковой анализ двух-трех звуковых слов Гласный звук – звук, при произнесении которого воздух выходит свободно и не встречает преграду (зубы, губы, язык) Согласный звук - звук, при произнесении которого воздух встречает преграду на пути (губы; губы и зубы; язык)
Звонкий/ глухой Гласный Согласный твердый Согласный мягкий
Гласный У тка Согласный, Звонкий, Твердый Б ык Согласный, Глухой, Твердый К от Согласный, Звонкий, Мягкий Б елка Согласный, Глухой, Мягкий К ит
Звуковой анализ простых слов Слова 3х, 4х звуковые Слова без согласных, смягченных «Ь» Слова без букв «Ё», «Ю», «Я»
Звуковой анализ слова
Артикуляционная гимнастика «Сказочные истории о Веселом Язычке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....
Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».
В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...