Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Трубач Надежда Борисовна

     В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с трудностями в развитии, в том числе и речевом. 

       Если речь ребенка в целом понятна и не вызывает дискомфорта в общении, то небольшие отклонения, как правило, не беспокоят родителей и воспитателей. Однако, в школе ситуация может измениться. Уже на первых порах обучения чтению и письму дети могут испытывать значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и тревожность. 

       Т.о. решение задач по подготовке к обучению грамоте является важным направлением работы по развитию речи в детском саду. Вашему вниманию представляется серия презентаций (консультаций) для педагогов ДОУ:


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАМОТА – умение читать, писать; знание правил грамматики Этимологический словарь русского языка; Толковый словарь Ожегова; Толковый словарь Даля Составитель: Н.Б.Трубач «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Слайд 2

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ МЛАДШИЙ СРЕДНИЙ дошкольный возраст СТАРШИЙ дошкольный возраст

Слайд 3

РОСТ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ СО СТОРОНЫ ШКОЛЫ АКТУАЛЬНОСЬТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:

Слайд 4

ЗВУК БУКВА

Слайд 5

Звуко-буквенный анализ Звуко-слоговой анализ Лексико-синтаксический анализ Звук Буква Звук Слог Слово Слово Предложение Текст /речь

Слайд 6

Четкое звуко- и словопроизношение Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму Развитие артикуляционного аппарата

Слайд 7

Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний способность слышать и анализировать звуки речи Фонематический слух Фонетический слух

Слайд 8

Обучение грамоте на Руси Берестяные дощечки – ЦЕРЫ; Заостренные палочки для письма - ПИСАЛА

Слайд 9

Обучение грамоте на Руси

Слайд 10

Принципы работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду: От простого – к сложному Последовательность и систематичность Учет возрастных особенностей детей Соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала Использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов обучения

Слайд 11

Предметно-развивающая среда: наборы картинок с определенным звуком, маленькие игрушки животных и предметов для упражнений в звукоподражании графические схемы, объясняющие правильную артикуляцию звуков картотеки дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, картотека игр по звуковой культуре речи подборка скороговорок, коротких стихов и текстов с определенными звуками разнообразные «поддувалочки» для развития речевого дыхания материалы, пособия игры для развития мелкой моторики рук дидактические игры с буквами

Слайд 12

«Речевой дворик» (Т.И. Гризик) «Чудо дерево» «Копилка слов» «Дидактический домик» «Жители речевого дворика»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ» (Младшая группа) (Средняя группа)

Слайд 2

Четкое звуко- и словопроизношение Развитие артикуляционного аппарата Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания МЛАДШИЙ и СРЕДНИЙ дошкольный возраст Задачи обучения: Развитие мелкой моторики

Слайд 3

Последовательность работы над звуками Младшая группа Гласные а, у, и, о, э Губно-губные м, б, п Губно-зубные в, ф Средняя группа Гласные ы Переднеязычные н, д, т Заднеязычные к, г, х Шипящие, свистящие, сонорные с, з, ц, ж, ш, р, л

Слайд 4

Возрастные особенности развития ЗКР у детей Недостаточное развитие артикуляционного аппарата Замена шипящих звуков на свистящие Сложности в произнесении слов с сочетаниями согласных звуков Не все дети обладают способностью управлять своим голосом, т.е. в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи Недостаточное развитие речевого дыхания и речевого слуха Значительно улучшается произносительная сторона речи Дети замечают ошибки в произнесении слов сверстников, но недостаточно контролируют свое словопроизношение Сензитивный период для развития речевого слуха, речевого дыхания Младший возраст Средний возраст

Слайд 5

Подготовка артикуляционного аппарата Закрепление звука в словах и фразовой речи Уточнение произношения звука Этапы работы над звукопроизношением:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ» (Старший дошкольный возраст)

Слайд 2

Возрастные особенности развития ЗКР у детей Завершается процесс овладения звуками родного языка Дети могут регулировать силу и громкость голоса в зависимости от ситуации общения Некоторые испытывают трудности в различении звуков сходных по звучанию Совершенствуется развитие мыслительных процессов, что дает возможность знакомства с абстрактными понятиями Старший дошкольный возраст

Слайд 3

Звуко-буквенный анализ Звуко-слоговой анализ Лексико-синтаксический анализ Четкое звуко- и словопроизношение Развитие артикуляционного аппарата Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания Старшая группа (5-6 лет)

Слайд 4

Звуковой анализ слова Познакомить со звучащим словом, закрепить представление о понятии «слово» Формировать представление о том, что слова состоят из звуков Продолжать учить слышать наличие звука в слове в разных позициях Учить определять позицию звука в слове «в начале», «в середине», «в конце»

Слайд 5

Звуковой анализ слова Учить определять последовательность и количество звуков в слове, интонационно выделяя каждый звук Учить определять согласные и гласные звуки Учить определять характеристики согласных звуков – «звонкий/глухой», «твердый/мягкий» Учить звуковому анализу трех-четырех звуковых слов

Слайд 6

2х, 3х слоговые слова (открытые слоги) Деление слов на части (слоги) 2х, 3х слоговые слова (в т.ч. Закрытые слоги)

Слайд 7

Лексико-синтаксический анализ Формировать представления о понятии «предложение» Учить составлять предложение с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении Д/и «Придумай предложение с заданным словом» (Школа мяча), «Кто больше?» (составление предложений по картине), «Живые слова» «Сосчитай, сколько предложений в рассказе?»

Слайд 8

Примерная структура построения занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Сюрпризный момент или игровые упражнения на создание эмоционально-положительного настроения в группе История из жизни Звукарика (сюжетная линия) Артикуляционная гимнастика (в т.ч. дыхательная гимнастика) Произнесение изолированного звука Поиск звука в словах, определение позиции звука Характеристика звука Физкультминутка Звуковой Анализ слова Игра/игровое упражнение/графическое упражнение

Слайд 9

ЗВУК Знакомство со Звукариком «Где звенит колокольчик?» «Какой музыкальный инструмент звучит?» «Шумовые коробочки/баночки» «Какие звуки ты слышишь» «Громко - тихо»

Слайд 10

Позиция звука в слове

Слайд 12

Звуковой анализ простых слов

Слайд 13

Гласные и согласные звуки Изолированный звук Первый звук в слове Звуковой анализ двух-трех звуковых слов Гласный звук – звук, при произнесении которого воздух выходит свободно и не встречает преграду (зубы, губы, язык) Согласный звук - звук, при произнесении которого воздух встречает преграду на пути (губы; губы и зубы; язык)

Слайд 14

Звонкий/ глухой Гласный Согласный твердый Согласный мягкий

Слайд 15

Гласный У тка Согласный, Звонкий, Твердый Б ык Согласный, Глухой, Твердый К от Согласный, Звонкий, Мягкий Б елка Согласный, Глухой, Мягкий К ит

Слайд 16

Звуковой анализ простых слов Слова 3х, 4х звуковые Слова без согласных, смягченных «Ь» Слова без букв «Ё», «Ю», «Я»

Слайд 17

Звуковой анализ слова

Слайд 18

Артикуляционная гимнастика «Сказочные истории о Веселом Язычке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...