Технологическая карта организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по речевому развитию
план-конспект по развитию речи

Леханова Екатерина Юрьевна

Тема «О чем нам лес расскажет?»

Возрастная группа: старшая.

Форма НОД: путешествие.

Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.

Учебно-методический комплект: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.

 

Средства (оборудование и материалы) :

Наглядные листья желтые и красные большие и маленькие, старичок-лесовичок, птицы.

Мультимедийные: презентация.

Литературные: книги о природе, сказки

Музыкальные: музыка с голосами птиц.

Предварительная работа: сбор листьев на прогулке, игры на прогулке «С какого дерева листок», наблюдения за природой осенью, рисование осенних листьев.

Планируемый результат:

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети умеют внимательно слушать произведение, рассматривают иллюстрации к нему.

- дети  выражают своё отношение к событиям рассказа. 

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;
- дети проявляют дружеские взаимоотношения со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichkskaya_karta_rech.docx147.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной

деятельности с детьми по речевому  развитию

Тема «О чем нам лес расскажет?»

Возрастная группа: старшая.

Форма НОД: путешествие.

Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.

Учебно-методический комплект: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.

Средства (оборудование и материалы) :

Наглядные листья желтые и красные большие и маленькие, старичок-лесовичок, птицы.

Мультимедийные: презентация.

Литературные: книги о природе, сказки

Музыкальные: музыка с голосами птиц.

Предварительная работа: сбор листьев на прогулке, игры на прогулке «С какого дерева листок», наблюдения за природой осенью, рисование осенних листьев.

Планируемый результат:

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети умеют внимательно слушать произведение, рассматривают иллюстрации к нему.

- дети  выражают своё отношение к событиям рассказа. 

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;
- дети проявляют дружеские взаимоотношения со сверстниками.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Развивающие: развивать связную речь; развивать навыки ответов полным предложением.

Обучающие:  

- обучать детей внимательно слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей выражать своё отношение к событиям рассказа. 

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе воспитывать любовь к природе.

Развивать у Саши логическое интерес к прослушиванию рассказов.

Проверить навыки полного ответа  у Светы.

 

Этапы

(последовательность) деятель-ности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Организационный
момент.

психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности

Приветствие: 
Воспитатель в костюме осени. 

Ведущая: Здравствуйте дети. Вы узнали, кто я?

Ответы детей.

Да, я Осень.

Снова осень к нам пришла

Загрустила детвора.

Мокрый дождик припустил.

Нас гулять не отпустил.

Только мы скучать не станем.

В хоровод все дружно встанем.

Дети встают в хоровод.

Ведущая: Дети, за руки беритесь, в хоровод все становитесь.

Звучит музыка.

«Листопад» https://power.gybka.com/q/детские+листопад/

Дети водят  хоровод.

Дети стоят полукругом возле воспитателя, встают в круг.

Дети настроены на занятие

Мотивационно-ориентировочный

Актуализация знаний детей:

включение детей в целеполагание

побуждение к деятельности, проблемный вопрос ,проблемная ситуация

Ведущая: Дети, а вы любите осень?

Ответы детей.

Ведущая: А как вы думаете, почему говорят, что осень дарит всем подарки?

Ответы детей.

Осенью лес особенно красив. Деревья одеваются в цветную листву. Каких только цветов здесь нет! И красный, и жёлтый, и оранжевый, и зелёный. Всё кругом так и дышит красотой. Невозможно оторвать глаз от этой прекрасной картины.

Ведущая: Дети, смотрите, корзинка. Давайте посмотрим. Что  в ней?

Дети заглядывают.

Воспитатель: Здесь записка: «Я старичок-лесовичок приглашаю вас всех в лес за осенними подарками».

 - Дети, отправимся с вами в лес?

Стоя в кругу отвечают на вопросы.

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети проявляют интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций;

Практический

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в осенний лес и найти туда дорогу, давайте посмотрим на пол, нет ли где подсказки?

Дети смотрят на пол и видят следы.

Воспитатель: Видите, здесь следы. Это от левой ножки. Прыгаем на левую ножку. Это от правой ножки. Прыгаем на правую ножку. Здесь две ножки, значит нужно прыгнуть на две ножки. А дальше сами попробуйте.

Дети выполняют прыжки по следам.

Воспитатель: Идёшь по лесу и слышишь, что вы слышите?

Дети стоят полукругом

Отвечают на вопросы

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;

Организационно-поисковый этап-

включение детей в исследовательскую, обследовательскую деятельность,

обсуждение идей, предположений

Дидактическое упражнение.

- Возьмите листок и скажите, что вы слышите в лесу.

Отвечают полным предложением:

- В лесу я слышу, как шуршат листья.

- В лесу я слышу, как поют птицы.

 

- дети проявляют  любовь к природе.

Практический : введение нового знания,

 расширение активного словаря , деятельность по образцу , самостоятельная деятельность детей,решение проблемных задач

Воспитатель: Молодцы. А куда же нам дальше идти? Да, к треугольнику, ой, какой сильный ветер поднялся.

Работа детей с В лесу я слышу, как кукует кукушка.

- дети закрепили  пространственные и временные ориентировки;
- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;
- дети знают цифры, счёт от 1 до 10, знают геометрические фигуры круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник;

- дети называют основные цвета;
- дети проявляют
 любовь к природе.

Воспитатель: Отлично. Посмотрите по карте, куда теперь наш путь лежит? (ответы детей). Вот мы с вами вышли ещё на одну лесную полянку.

Звук пения птиц.
Воспитатель:
 Ребята, что это за звуки? Это птички поют.

А какие птицы бывают?

Верно, зимующие и перелетные. Посмотрите, птицы запутались, давайте им поможем разобраться кто из них зимующие, а кто перелетные. Может на ель посадим зимующих птиц, а на орешник перелетных. Возьмите по две любых птицы. Посмотрите на них внимательно, и подумайте, как они называются, помогайте друг другу. Ваня какие у тебя птицы? Куда ты их поместишь? Как они называются? Если ребенок не называет, спросить других детей. И так далее с каждым ребенком.
Задание «Назовите перелетных и зимующих птиц».

Дети сидят за столами

Ответы детей

Счет.

- дети закрепили  пространственные и временные ориентировки;
- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;
- дети знают цифры, счёт от 1 до 10, знают геометрические фигуры круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник;

- дети называют основные цвета;
- дети проявляют
 любовь к природе.

 Воспитатель: Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно…

Воспитатель: Я вас приглашаю прогуляться вон до того дуба.

Воспитатель с детьми подходят к дереву.         Показывает старичка-лесовичка.

Воспитатель (За Лесовичка): Здравствуйте, дети. Я старичок-лесовичок. Охраняю лес. Но что-то с моим лесом не так. Деревьев зеленых стало совсем мало, солнце греет слабо. Что же происходит в моем лесу?

Дети отвечают.

Ответы детей

Выполнение дидактического задания

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети умеют внимательно слушать.

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;

Воспитатель: Посмотрите, какое время года наступило в нашем лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: С деревьев опадают листья. Листья пожелтели и покраснели.  

Дети радуются

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети умеют внимательно слушать произведение, рассматривают иллюстрации к нему.

Воспитатель: Давайте деревьям поможем сбросить наряд. Большие листья положите под большое дерево. А маленькие листья под маленькое дерево.

Дети выполняют.

Воспитатель: А теперь давайте красные листья положим под большое дерево, а желтые - под маленькое.

Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы.

Ответы детей

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;

Практический : введение нового знания,

 расширение активного словаря , деятельность по образцу , самостоятельная деятельность детей,решение проблемных задач

Воспитатель: А теперь давайте красные листья положим под большое дерево, а желтые - под маленькое.

Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель (берет  птичку): Вот и птичкам уже пора улетать в теплые края. Становится прохладно, жучков и червячков не видно. Птичкам нечего кушать стало, им холодно. Вот они и собираются в теплые страны.

Воспитатель отодвигает птичку в небо.

Воспитатель: А какие птицы улетают в теплые края, кто знает?

Дети отвечают: ласточки, стрижи, грачи.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ про ласточку.

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Ласточка - Ушинский К.Д.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!

Ласточка - Ушинский К.Д.

Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южно-русских степях, о Малой Азии, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли морозы.
— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.
— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны.

— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?
— Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

- Что мальчик хотел сделать с гнездом?

- Кто помешал разрушить гнездо?

- Что сказал мальчику отец?

- Что же произошло когда пришла весна?

Дети выполняют

- у детей развиты связная речь; навыки ответов полным предложением.

- дети умеют внимательно слушать произведение, рассматривают иллюстрации к нему.

- дети  выражают своё отношение к событиям рассказа. 

- дети проявляют  любовь к художественной литературе, любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;

Физкульт-минутка

Воспитатель: Лес – это не только приятно, но еще и полезно для нашего здоровья. В лесу так хорошо дышится. Давайте попробуем.

Дыхательное упражнение.

Мы по лесу пойдем (идут по кругу).

Полной грудью вздохнем (делают вдох, руки в стороны).

Лес, тебе спасибо скажем (выдох ртом шумно).

Мы еще к тебе придем (наклон в низ, поклон).

Воспитатель: Вот и наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Закройте глазки и скажите волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в детском саду окажись» (дети проговаривают, звучит музыка). Садитесь на ковер-самолет. Слушайте как поют птички  в лесу.

Ваш ковер-самолет поднимается все выше и выше. И вот вы уже в облаках. Ветер медленно покачивает вас.

Ковер-самолет начинает снижаться.

А теперь откройте глазки.

Вот мы и в детском саду.

Дети отвечают на вопросы.

- дети  выражают своё отношение к событиям рассказа. 

- дети проявляют  любовь любовь к природе.

- дети знают  о перелётных и зимующих птицах;

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия;

  • определение перспективы полученных знаний;
  • мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков;

анализ продуктов детской деятельности

  3. Подведение итогов. Рефлексия. Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель: Что нового мы узнали?

Ответы детей, демонстрирующие их познания.

Воспитатель: Мы узнали, почему птицы улетают в теплые края?

Дети отвечают, вспоминают полученные сведения.

Воспитатель: Понравилось вам наше осеннее путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Вы все молодцы.

Ответы детей

Дети умеют осуществлять анализ своих действий.

Список использованных источников:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственнообразовательной деятельности с детьми раннего возрастапо сенсорному развитию  Характеристика группы:Занятие разработано...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по физическому развитию

Тема «Грибы»Возрастная группа: старшая.Форма НОД: путешествие.Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.Учебно-методический комплект ...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому развитию

Тема «Овощи и фрукты» Возрастная группа: старшая.Форма НОД: путешествие.Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.Учебно-методический...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по социально-коммуникативному развитию

Тема «1 сентября» Возрастная группа: старшая.Форма НОД: путешествие.Форма организации: (групповая, подгрупповая,    индивидуальная, парная) групповая.Учебно-методическ...