Конспект НОД по развитию речи «Прилёт птиц»
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Прилёт птиц»
Возрастная группа воспитанников: старшая группа
Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие»,
« Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках весны, знакомство с перелетными птицами , развитие грамматического строя речи, речевой активности.
Задачи:
1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2.Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
3.Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Методы развития речи:
- словесные ( беседа, рассказ педагога, ситуационный разговор, рассказы детей).
-наглядные ( рассматривание картинок)
-практические( игровые ситуации)
Приемы развития речи:
- словесные ( речевой образец , повторное проговаривание, объяснение)
- наглядные ( показ иллюстративного материала)
-игровые ( сюрпризный момент)
Формы организации НОД: групповая , фронтальная.
Материалы и оборудование: Набор предметов( карточки с изображением птиц и их детенышей, мяч, игрушка)
Предварительная работа: знакомство с подвижными играми, загадки, стихи о перелетных птицах.
Логика образовательной деятельности( этапы)
Этап | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Результат |
1.Психолого- педагогический настрой(Вводная часть) | Создание атмосферы психологической безопасности, формирование интереса к НОД, раскрытие основной образовательной задачи, формирование представлений о предстоящей задаче. | В группу входит воспитатель, в руках держит игрушку. - Ребята, у нас сегодня гость, надо поздороваться с ним. - Здравствуйте, ребята! Ходил я недавно по лесу и ничего не понял, что стало с нашими птицами, почему их стало так много? В лесу слышен их веселый щебет. Может праздник какой или что – то случилось? | Дети сидят на стульчиках. Здравствуйте! - Наступила весна и к нам с юга прилетели птицы. | Психологическая готовность детей, привлечение произвольного внимания, внутренняя мотивация каждого ребенка на деятельность. |
2.Актуализация, восприятие, усвоение нового материала, либо расширение уже имеющихся представлений о качестве объекта | Создание проблемной ситуации, усвоение, закрепление, расширение, обобщение определенного объема знаний и представлений. | Воспитатель читает стихотворение о весне: Пришла весна –красна и вот Свои подарки раздает Лесным деревьям и зверям, Пушисто – белым облакам Кому – то листья и траву, Кому –то неба синеву, Кому –то звонкую капель Кому- то птиц веселых трель, Кому – то шубки поменяет Кого- то ветром приласкает И теплым солнечным лучом И первым ласковым цветком - Ребята, а кто радуется приходу весны? - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? - А вы знаете, какие птицы к нам прилетают? Воспитатель выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка. -Что общее есть у всех птиц? -А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки. Дидактическая игра «Кого не стало?» Цель игры: образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных. Ход игры: Воспитатель расставляет картинки с перелетными птицами, дети закрывают глаза , в это время воспитатель убирает одну картинку и задает вопрос ребенку « Кого не стало?» Дети открывают глаза разглядывают и отвечают. - Молодцы, ребята! А теперь вместе с нашем гостем отгадайте загадки о перелетных птицах 1.Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели Голосистее, нежней Кто же это? 2.Угадайте, что за птичка Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. 3.Черный, проворный Кричит: « Крак» Червякам враг. | Дети внимательно слушают. Ответы детей - перелетные -соловей, грач, ласточка, скворец и аист, цапля, кукушка. - У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом. Ответы детей ( грача, скворца, соловья, аиста, цапли, кукушки, ласточки). Ответы детей (Соловей) ( Ласточка) ( Грач) | Осознанные, сформированные представления, закономерности, умения, навыки, способствующие самостоятельной деятельности. |
Динамическая пауза | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | - Вот мы и познакомились с некоторыми перелетными птицами, а сейчас проведем с вами физкультминутку. Птички прыгают , летают Крошки птички собирают Перышки почистили Клювики почистили Птички летают, поют Зернышки клюют Дальше полетели и на месте сели | Дети выполняют движения в соответствии с текстом | |
4. Практический этап | Овладение способами действий, применение знаний, умений, навыков. | Дидактическая игра «Назови птенцов» Цель: образование существительных единственного и множественного числа. Воспитатель стоит в кругу бросает мяч по очереди У утки – У гуся – У аиста – У грача – У скворца– У соловья – У журавля – У кукушки – -Почему этих птиц называют перелётными? -Почему птицы улетают осенью? – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод? . – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Игра «Кто как голос подаёт?» Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря. Гусь -… гуси-…; Утка - … утки -… Журавль -.., Журавли-… Ласточка… Ласточки-… Соловей -.. соловьи -… | Дети становятся в круг Ответы детей: - утенок-утята - гусенок-гусята - аистенок-аистята - грачонок-грачата -скворчонок-скворчата -соловьенок соловьята -журавленок- журавлята кукушонок- кукушата – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются. – Потому что становится холодно и нечем питаться – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться. -Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов. ….гогочет …гогочут …крякает, -…крякают …курлычет …курлычут; …щебечет ..щебечут …поет …поют | Овладение определенным объемом практических навыков и умений, овладение умениями действовать по правилу, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. |
5.Рефлексия( завершающий этап) | Формирование элементарных навыков самоконтроля. | - Вот , ребята мы познакомили нашего гостя, с некоторыми птицами которые прилетают к нам из теплых краев весной. -О каких птицах мы говорили сегодня? -В какое время года они прилетают? - Наш гость очень рад, что вы познакомили его с перелетными птицами. Он прощается благодарит детей и уходит . До свидания , ребята! | -Скворец, грач, аист, соловей журавль) -Весной До свидания! | Осознание себя как ребенка- участника образовательного процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи. Тема: "ПТИЦЫ ВЕСНОЙ".
План-конспект занятия. Тема:...
конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
конспект содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".
Занятие по развитию речи во второй младшей группе...