Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Перелётные птицы.    

Цели :

  • совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие; развивать чувство ритма;
  • развивать интонационную выразительность голоса: высоту, силу, тембр;
  • активизировать и обогащать глагольную лексику по теме; закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы»;
  • упражнять в образовании существительных множественного числа и существительных Р.п. мн.ч.;

— продолжать развивать мелкую моторику рук; добиваться согласованности в движениях пальчиков.

Оборудование :      

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия.

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с птицами ПЕРЕЛЕТНЫМИ. Какие это птицы?

Дети: которые улетают, а потом прилетают.

Воспитатель: Правильно. Они улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится  тепло.

Воспитатель показывает детям картинки птиц. Дети называют их. Говорят, какие из них перелетные. ( воспитатель помогает им).

Воспитатель: А сейчас мы превратимся в птичек.

Упражнение «Птицы»

Участники игры делятся на три подгруппы — вороны, воробьи, ласточки (скворцы, грачи). Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.

Во-ро-ны        Мы шагаем по дорожке,

Поднимая выше ножки.

Во-ро-бьи        Зернышки клюем, сидим,

Да за кошкою следим.

Лас-то-чки        Мы летаем,мы летаем,

Ветер теплый догоняем.

Игра повторяется несколько раз,  где дети выполняют разные роли.

II.Звукоподражания.

Воспитатель: Ещё мы сегодня будем петь ,как птички. А сейчас вы повторите за мной.

               Упражнение «Как поют птицы?» ( «Скажи,кто как кричит»).

Педагог поет, подражая птицам, а дети повторяют. Удод: «Уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».

Воспитатель: а сейчас,ребята, угадайте,кто так поёт.

Упражнение « Угадай,кто звучит».

Воспитатель имитирует звуки перелётных птиц.дети отгадывают.

Фью-фью-фью -  Снегирь.

Кик-кик-кик- Перепелятник.

Га-ак-аг-аг-  Чайка.

III. Основная часть

Воспитатель: К нам в гости пришёл необычный гость.

Показывает Незнайку.

Незнайка многого не знает ,многое путает давайте ему поможем.

Упражнение « Что напутал Незнайка»

Воспитатель демонстрирует детям игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Дети сами или с помощью взрослого вспоминают слова-действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить, взлетать, садиться на землю, чистить перышки.

 Воспитаель обращает внимание детей на чудо-дерево.

Воспитатель: Посмотрите,ребята,на чудо дерево.

IV. Физ.минутка.

Упражнение « Птички».

Педагог вместе с детьми выполняет следующие движения пальчиками:

Птички полетели,                                        «Птички»

Крыльями махали.                                      Махи ладонями с широко расставленными

                                                                      пальцами.

На деревья сели                                          «Деревья»

 Основная часть

Упражнение «Что за птица?»

На чудо-дереве появляются картинки с изображением птиц: ворона, воробей, грач, скворец. Педагог обращает внимание детей на птиц и говорит: «Посмотрите на наших гостей. Назовите их. Как можно их назвать одним словом? (Птицы.) Ребята., посмотрите внимательно, к нам из теплых стран прилетели скворец и грач. Это перелетные птицы. Какие это птицы? (Перелетные.) Зимой скворец и грач улетают в теплые места, а когда у нас наступает весна, они возвращаются. Каких птиц вы еще знаете?»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, подкладывает картинки с изображением перечисленных выше птиц. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Что изменилось?» Дети отвечают: «Была одна ворона, а стало много ворон. Сколько? Сосчитай. Один, два, три».

Воспитатель снова предлагает детям закрыть глаза и убирает картинки с изображением ворон. Дети открывают глаза.

— Ой, какие-то птицы улетели. Кого нет? (Ворон.) Кто остался? (Воробьи, грачи, скворцы.)

Игра повторяется до тех пор, пока не исчезнут все картинки.

Воспитатель: Молодцы , ребята. А сейчас нам нужно будет понять ,что произошло сначала, а что потом.

V. Итог

Упражнение « Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Воспитатель показывает детям картинки, изображающие два последовательных действия:

1)Осенние деревья, с которых опадают листья. Птицы улетающие на юг.

2) Весенние ,цветущие деревья с распускающимися почками, птицы возвращаются из тёплых краев.

Ребёнок должен назвать действия персонажей и составить коротенький рассказ, в котором должны быть названы начало и конец действия.

Воспитатель предлагает ребятам разложить эти картинки в нужной последовательности.

Воспитатель:Молодцы,ребята.Со вмеми заданиями справились.

Так о каких же птицах мы говорили?

 Почему они улетают?

Почему возвращаются?

 Как некоторые их них поют?

Наше занятие окончено,спасибо за внимание.

Использованная литература:

  1. Ушакова О.С. «Придумай слово».1996г.
  2. Гербова В.В. « Занятия по развитию речи»( во второй младшей группе детского сада) 2009г.
  3. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» 2010г.
  4. Рыжова Н.В. « Развитие речи в детском саду» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....