Способы формирования устной речи у дошкольников. Презентация. Доклад.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

"Способы формирования  устной  речи у  дошкольников" консультация для воспитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы формирования устной речи У дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского района "Центр развития ребенка-детский сад "Родничок" Подготовила учитель-логопед Прохорова С.П.

Слайд 2

Связная речь Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание Связная речь - процесс, деятельность говорящего Продукт, результат деятельности - высказывание

Слайд 3

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь . Связная речь

Слайд 4

Формы связной речи

Слайд 5

Основные методы развития связной речи Наглядные Словесные Заучивание наизусть; Пересказ; Составление различных видов рассказов; Беседы. Наблюдение во время прогулок, экскурсий; Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. рассматривание фотографий , картин, картинок, просмотр кинофильмов .

Слайд 6

Приемы развития связной речи Словесные - речевой образец повтор вопрос Наглядные - организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка совет исправление реплика замечание

Слайд 7

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Задачи и содержание обучения связной речи Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Слайд 8

Группы диалогических умений: 1.Собственно речевые умения; 2 . Умения речевого этикета; 3 . Умение общаться в паре ; 4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определённой темы; 5 . Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. Обучение диалогической речи

Слайд 9

Требования к диалогической речи

Слайд 10

Признаки монологического высказывания

Слайд 11

Связные высказывания

Слайд 12

Приемы обучения рассказыванию

Слайд 14

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; - учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты. В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу. В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа. Формирование связной речи в разных возрастных группах

Слайд 15

ПЕРЕСКАЗ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п

Слайд 16

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы: - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педагогом; - пересказ. План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим . ПЕРЕСКАЗ

Слайд 17

Рассказывание по картине

Слайд 18

Этапы обучения детей рассказыванию по картине

Слайд 19

Рассказывание по игрушкам

Слайд 20

Виды занятий по игрушкам

Слайд 21

Рассказывание из опыта

Слайд 22

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Слайд 23

Вид рассказывания определяет прием обучения:

Слайд 24

Творческое рассказывание

Слайд 25

ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.

Слайд 26

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 27

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование праздничной культуры дошкольников. Стендовый доклад

В докладе освещены следующие вопросы: 1. Праздники, развлечения - их роль в формровании вкуса и творческих способностей у детей....

Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»    Доклад  к педсовету №3...

Презентация доклада на педсовете "Значение лепки, творчества в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника"

Положительное влияние лепки на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольников и их успешное обучение в школе....

Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников" +презентация.

Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников"+ презентация....

Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.

Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты.  В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово г...