Способы формирования устной речи у дошкольников. Презентация. Доклад.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
"Способы формирования устной речи у дошкольников" консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_ustnoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание Связная речь - процесс, деятельность говорящего Продукт, результат деятельности - высказывание
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь . Связная речь
Формы связной речи
Основные методы развития связной речи Наглядные Словесные Заучивание наизусть; Пересказ; Составление различных видов рассказов; Беседы. Наблюдение во время прогулок, экскурсий; Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. рассматривание фотографий , картин, картинок, просмотр кинофильмов .
Приемы развития связной речи Словесные - речевой образец повтор вопрос Наглядные - организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка совет исправление реплика замечание
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Задачи и содержание обучения связной речи Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Группы диалогических умений: 1.Собственно речевые умения; 2 . Умения речевого этикета; 3 . Умение общаться в паре ; 4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определённой темы; 5 . Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. Обучение диалогической речи
Требования к диалогической речи
Признаки монологического высказывания
Связные высказывания
Приемы обучения рассказыванию
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; - учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты. В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу. В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа. Формирование связной речи в разных возрастных группах
ПЕРЕСКАЗ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы: - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педагогом; - пересказ. План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим . ПЕРЕСКАЗ
Рассказывание по картине
Этапы обучения детей рассказыванию по картине
Рассказывание по игрушкам
Виды занятий по игрушкам
Рассказывание из опыта
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
Вид рассказывания определяет прием обучения:
Творческое рассказывание
ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование праздничной культуры дошкольников. Стендовый доклад
В докладе освещены следующие вопросы: 1. Праздники, развлечения - их роль в формровании вкуса и творческих способностей у детей....
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка» Доклад к педсовету №3...
Доклад "Технология сотрудничества с семьей как условие социализации дошкольника", презентация.
Технология сотрудничества с семьей...
Презентация доклада на педсовете "Значение лепки, творчества в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника"
Положительное влияние лепки на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольников и их успешное обучение в школе....
Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников" +презентация.
Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников"+ презентация....
Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово г...