Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.
презентация
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово грамотным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie.pptm | 2.15 МБ |
ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
обусловлено значимостью подготовки ребенка к реальной жизни в современном обществе, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Экономическое воспитание дошкольников
дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей Цель экономического воспитания
Что включает в себя экономическое воспитание дошкольника? С какого возраста нужно начинать работу? Для чего ребенку экономика в детском саду? Экономическое воспитание по примерной основной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С Комаровой, М.А Васильевой Дошкольник и экономика
Труд и продукт. Деньги и цена товара Потребности и возможности Бюджет семьи Реклама Разделы экономики
Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? И зачем? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такой «мое», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дёшево», «продать», «заработать», «заплатить». Дети очень быстро адаптируются в новой реальности .
Когда же следует начинать знакомить с экономикой маленьких детей? Объем знаний, полученных в средней группе: знакомство с понятием «семья», «профессия», «труд», «деньги», «рациональность», будут служить фундаментом для изучения более сложных экономических понятий с детьми старшего дошкольного возраста - 5 – 7 лет (старшая и подготовительная группы).
Задача педагогов и родителей Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Экономическое воспитание в примерной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно - эстетическое развитие Физическое развитие
Формы и методы Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Экскурсии Чтение художественных произведений НОД, беседы, проблемные ситуации ИКТ, мультфильмы, фильмы, презентации. Создание РППС
Сказка, как средство экономического воспитания Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Предметно-пространственная экономическая среда Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Вывод: Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой . На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
1 СЛАЙД
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово грамотным.
И каждый из нас понимает, что современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.
2 СЛАЙД
И на данном современном этапе в дошкольной педагогике появилось новое направление – экономическое воспитание, которое обусловлено значимостью подготовки ребенка к реальной жизни в современном обществе, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.
3 СЛАЙД
Цель экономического воспитания:
дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих из нас внутренний протест. А для чего ребенку экономика в детском саду?
Вот об этом сегодня я и хочу вам рассказать.
4 СЛАЙД
- Что включает в себя экономическое воспитание дошкольника?
- С какого возраста нужно начинать работу по экономическому воспитанию?
- Для чего ребенку экономика в детском саду?
- И где это взять, работая по примерной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
5 СЛАЙД
Что вложено в понятие экономическое воспитание?
- знания о современных профессиях, связанных с бизнесом: менеджер, рекламодатель, бизнесмен;
- знания из области категорий, связанных с трудом: труд, работа, результат труда, реклама, качество, товар, производитель, поставщик, потребитель;
- мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- знакомство с понятиями из области финансовых категорий: цена, деньги, стоимость и др.;
- правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- развитие нравственных качеств: бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость, рациональность;
- умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности, желания и возможности.
6 СЛАЙД
Для чего ребенку экономика в детском саду? и С какого возраста нужно начинать работу по экономическому воспитанию?
Современный ребенок с раннего детства, поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Дети очень любят смотреть рекламу, понимая при этом, что рекламируют все новое, современное, нужное, интересное.
В семье дети познают цену труда, они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах, какая у бабушки пенсия.
Уже в этом возрасте дети ощущают достаток и ущербность бедности.
Например, когда ребенок желает обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести.
Все это соприкасается с экономической грамотностью,
миром финансов. Ребенок начинает задавать по этому поводу много вопросов. Но, в большинстве случаев получает информацию в искаженном виде, как понял сам, как родители объяснили (не вдаваясь в подробности) или просто попросили, чтобы ребенок не приставал с глупыми вопросами.
7 СЛАЙД
И чтобы такого не произошло, чтобы сформировать грамотное понимание окружающего мира, работу по экономическому воспитанию дошкольников было решено начать с воспитанников средней группы. Объем знаний, полученных в средней группе: знакомство с понятием «семья», «профессия», «труд», «деньги», «рациональность», будут основой для изучения более сложных экономических понятий в старшем возрасте.
8 СЛАЙД
Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику полученную информацию сделать инструментом для использования, адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, Особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.
9 СЛАЙД
Экономическое воспитание в примерной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Для формирования основ экономической культуры дошкольников в примерной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой нет специального раздела, однако содержится материал в каждой образовательной области, который может быть использован педагогами в работе для экономического воспитания дошкольников.
Рассмотрим небольшой пример:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Это усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.
Раздел «Ребенок в семье и сообществе» включает в себя: интерес к семье, к трудовой деятельности родителей, важность работы родителей для общества, формирование привычки у ребенка к постоянным обязанностям по дому,
В разделе «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» основными задачами работы являются:
− формирование позитивных установок к различным видам труда, желание работать;
− воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и их результату, качеству, умение экономно и рационально расходовать материалы.
--Повышение интереса к различным профессиям, в частности к современным.
Программа предлагает объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
Если мы будем рассматривать все образовательные области программы «От рождения до школы», то мы увидим, что имеем возможность обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и экономике, как составной части этой жизни.
Содержание раздела «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» направлено на формирование привычки вместе играть, трудиться, самостоятельно заниматься выбранным делом, самостоятельно объединяться в группы по интересам, договариваться, помогать друг другу.
НОМИНАЛЫ ДЕНЕЖНЫХ КУПЮР
10 СЛАЙД
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы, методы и приемы. И не замечая того, мы с вами уже сейчас знакомим детей с азами экономики.
11 СЛАЙД
Например, значительное место отводится сказке. Многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это такие сказки, как :
- «Лисичка со скалочкой»;
- «Каша из топора»;
- «Мена».
Такие произведения как «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок», наглядно демонстрируют процесс производства.
Для изучения понятий «деньги», «доходы», «расходы» успешно используем авторские сказки : Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», Г.Х.Андерсен «Огниво», Михалков «Как старик корову продавал»
В сказке «Федорино горе» - говорим о полезных привычках в быту;
Все дети любят рекламу. Почему бы эту любовь не использовать в образовательных целях?
Сущность рекламы мы видим, например, изучая сказку «Лиса и козёл».
В подготовительной группе можно создать рекламный ролик какого-либо производства. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу. Например, описывая свою любимую игрушку, каждый из детей находит в ней такие черты, чтобы заинтересовать других.
Также хороший материал для занятий это стихи:
- Михалков С. «А что у вас?»;
- Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
- Маршак С «Как печатали книгу?».
В работе при обучении экономике используем
пословицы и поговорки:
- Копеечка к копеечке — рубль набегает.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Денежки труд любят.
12 СЛАЙД
На экскурсии можно рассмотреть рекламные баннеры, соответствующие вывески на витринах магазинов, познакомиться с разными профессиями.
Раньше мы ходили на экскурсии на почту, в пожарную часть, в ветелинарную станцию и др. Когда посещали агропромышленный техникум, то дети не только познакомились с профессией повара-кондитера, но и сами попробовали себя в этой роли. (сами месили тесто, лепили булочки).
Сейчас, к сожалению, у нас нет такой возможности. И дошкольники знакомятся с традиционными и новыми профессиями (рекламный агент, менеджер, значимостью различных видов труда для человека), с номиналом денежных купюр в процессе НОД и бесед.
В процессе режимных моментов, например, напоминая выключать воду, учим детей рационально расходовать ресурсы. Учим беречь игрушки.
13 СЛАЙД
Практические навыки дети приобретают в сюжетно-ролевых играх, где моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства, сбыта, качества труда и др. Такие игры помогают сделать экономику для ребенка более понятной.
Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций.
(Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде). И здесь идет уже рассуждение.
14 СЛАЙД
Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
При обучении дошкольников экономике нужно опираться на знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из этой области.
15 СЛАЙД
Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит.
Кроме развивающих центров и различных дидактических игр можно организовывать ярмарки и аукционы детских работ, виртуальные экскурсии, оформить альбомы «История бумажных денег России», «Деньги разных стран мира», изготовить макет банкомата и многое др.
Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Обязательно нужно подключить к работе и родителей.
16 СЛАЙД
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться
с новыми, более сложными, экономическими понятиями.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 67 «Яблонька»г. Вологды Выс...
Выступление на педагогическом совете «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-образовательной деятельности»
"Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни" Е. Леонов...
Презентация выступления на педагогическом совете "Использование мультимедийных презентаций в организованной деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете "Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Пед совет...
Презентация к выступлению на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"
Презентация выступления....
Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"
Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...