Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников" +презентация.
материал по логопедии

Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников"+ презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у дошкольников

Что такое речевое дыхание

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

То есть, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость и интонационную выразительность.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Презентация: Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами (Е.Н. Малютин, В.Г. Ермолаев, Ю.Паров, A.Р. Лурия, Н.М. Сеченов, И. А. Сикорский).

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Речевое дыхание отличается от физиологического по ряду факторов. В процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический.

Таблица 1 – Отличие речевого и физиологического дыхания

Физическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – вдох

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое.

Выдох значительно длиннее вдоха.

Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

20 вдохов в минуту

10 вдохов в минуту

Объем выдыхаемого воздуха – 500 см³

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности. Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет характеризуется:

  • малым объемом легких;
  • слабой дыхательной мускулатурой;
  • слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
  • неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
  • неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);
  • торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;
  • слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе в норме

Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года

2-3 слова

2-3 мин.

3-4 года

3-5 слов

3-4 мин.

4-6 лет

4-6 слов

4-6 мин.

6-7 лет

5-7 слов

5-7 мин.

Отчего возникает слабое дыхание у дошкольников?

Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:

  1. Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
  2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
  3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.

Как правильно дышать

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • короткий вдох через нос;
  • плавный выдох, воздух выходит через рот;
  • выдох осуществляется до конца;
  • после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Для самоконтроля можно положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.

Значение правильного речевого дыхания

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

  • сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков;
  • увеличить количество произнесенных слов на выдохе;
  • выработать четкую и внятную речь;
  • достичь координации дыхания, речи и движений;
  • повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Общие рекомендации

При работе над речевым дыханием необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
  2. Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия.
  3. Вдох должен происходить через нос.
  4. Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
  5. Не следует добиваться полного выдоха.
  6. Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями.
  7. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  8. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
  9. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
  10. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
  11. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
  12. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
  13. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Упражнения

Только научившись правильно дышать, ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Самыми эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

  • формирование правильного выдоха;
  • тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Рассмотрим примеры упражнений первой группы – формирование правильного выдоха.

I. Упражнения по формированию правильного выдоха.

1. «Султанчик»

Цель: побуждение к произвольному выдоху.

Материал: султанчик; можно изготовить самостоятельно из яркой фольги/новогодней мишуры, привязав к палочке или карандашу.

Ход игры: Предложить ребенку подуть на султанчик. Обратить внимание малыша на то, как высоко и красиво «летают» полоски.

2. «Перышко»

Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц.

Материал: легкое перышко (птичье или декоративное).

Ход игры: Предложить ребенку сдуть с ладони взрослого перо.

Усложнение: Подбрасывать перо в воздух и дуть на него, не давая упасть на стол. Обратить внимание ребенка на то, что выдох должен быть сильным, что дуть нужно снизу вверх.

3. «Кулиса-зановеска»

Цель: побуждение к произвольному выдоху, формирование произвольного выдоха.

Материал: нанизанные на нитку цветные перышки (закрепить на рамку в виде занавески или кулис). За рамкой расположить любой сюрприз.

Ход игры: Предложить ребенку сначала угадать, что прячется за занавеской. А затем проверить, подув на нее.

4. «Ветерок»

Цель: продолжать формирование долгого ротового выхода, активация мышц губ.

Материал: на шнурке или палочке привязаны разноцветные ленточки (с некоторым промежутком).

Ход игры: Предложить ребенку

Усложнение: Подуть на ленточку определенного цвета.

2 вариант упражнения

Материал: цветок с листочками из папирусной бумаги.

Ход игры: Предложить ребенку изобразить ветерок и подуть на цветок. Художественное сопровождение:

Жаркий выдался денек!

Ты подуй-ка, ветерок,

Ветер, ветер, ветерок,

Ты, подуй-ка на цветок.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

5. «Бабочка, лети»

Цель: формирование длительного непрерывного выдоха.

Материал: яркие бумажные бабочки, прикрепленные на нитке

Ход игры: Показать ребенку бабочек, которые вырезаны из легкой бумаги и прикреплены на нитку. Предложить ребенку подуть на бабочек, чтобы они полетели. Затем можно посадить бабочек. Художественное сопровождение:

Бабочки летали

Над (имя) порхали.

Бабочки не боятся,

На (имя) садятся.

Важно: «летающие» бабочки должны быть на уровне лица ребенка

Усложнение: привязать бабочек на разные нитки и поиграть «кто из бабочек дальше улетит».

Важно: дуть нужно не более 10с, затем сделать паузу, чтобы у ребенка не кружилась голова.

6. «Кораблик, плыви»

Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц.

Материал: тазик с водой; бумажный кораблик (или очень легкий пластиковый).

Ход игры: Предложить ребенку представить, что перед ним море. Но кораблик не может доплыть до берега, потому что нет ветра. Предложить ребенку помочь кораблику и подуть на него.

Усложнение: на тазу обозначить метки – города. Предложить отправиться в путешествие из одного города в другой.

Усложнение 2. Для этого нужно два кораблика. Затем устроить соревнование, чей кораблик первый приплывет к другому берегу.

7. «Задуй свечу»

Цель: формирование длительного непрерывного выдоха.

Материал: свеча (можно использовать маленькие свечки, которыми украшают торт).

Ход игры: зажечь свечу и предложить ребенку ее задуть.

Усложнение: поиграть в «день рождение» и задумать несколько свечек одновременно (Вове исполнилось два года, три года, четыре года).

8. «Мяч в ворота»

Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц.

Материал: «мячик» из кусочка ваты или поролона; ворота (можно сделать из коробки).

Ход игры: Предложить ребенку «забить» мяч в ворота. Можно катать мяч по очереди.

Усложнение: Понадобятся еще одни ворота. Предложить ребенку поиграть в футбол с ватным мячом.

9. «Пузыри-бульки»

Цель: формирование комбинированного дыхания – вдох через нос, выдох через рот.

Материал: стакан с водой (наполненный на половину), коктейльная трубочка.

Ход игры: Показать ребенку, как можно пускать пузыри. Предложить ему попробовать сделать также. Нужно показать, как правильно: сначала зажать соломинка ртом, затем сделать вдох (через нос), после выдохнуть через рот (в соломинку). Учить ребенка контролировать силу выдоха: «сделай бурю» – сильный выдох, «кто-то дышит под водой» – идут слабые пузырики.

10. «Воздушный шарик»

Цель: формирование целенаправленного комбинированного дыхания, регулировка силы воздушной струи.

Материал: воздушный шар небольшого размера; мягкая игрушка или кукла.

Ход игры: предложить ребенку подуть на шарик так, чтобы он долетел к игрушке (кукле).

Усложнение: прикрепить воздушный шар на нитку так, чтобы он висел на уровне лица ребенка. Предложить подуть на шар так, чтобы он взлетел вверх.

Усложнение 2. Устроить соревнование, у кого воздушный шар взлетит выше.

Усложнение 3. Дуть на шар, чтобы он не упал на пол (по очереди со взрослым).

11. «Осенние листья»

Цель: формирование плавного свободного выдоха; активация мышц губ.

Материал: осенние листья (настоящие маленького размера или вырезанные из тонкой бумаги).

Ход игры: Предложить ребенку устроить листопад из осенних листьев. Для этого все листья сдуть со стола на пол.

Усложнение: потребуется ведерко. На уровне лица ребенка разложить листья, рядом со столом расположить ведерко. Нудно «задуть» все листья в ведерко.

12. «Карандаши-спортсмены»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Материал: карандаши круглой гладкой формы (чтобы легко катились по поверхности).

Ход игры: показать ребенку, как можно подуть на карандаш, чтобы тот укатился на другой конец стола. Предложить ребенку повторить.

Усложнение: начертить на столе линии – старт и финиш. Предложить ребенку выбрать себе карандаш того, цвета, который ему нравится. Затем устроить соревнование положить карандаши на черту «старт» и по очереди дуть на свой карандаш. Победил тот, у кого карандаш первым «пришел» к финишу.

13. «Свистульки»

Цель: формирование плавного сильного направленного выдоха.

Материал: Любые детские свистульки (можно в виде животных или птиц).

Ход игры: предложить ребенку подуть в свистульку с разной силой.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

14. «Вертушка»

Цель: формирование целенаправленного длительного правильного выдоха.

Материал: игрушка-вертушка (любая, можно сделать самостоятельно из бумаги и деревянной палочки).

Ход игры: показать ребенку, как дуть на вертушку, чтобы у нее крутились лопасти. Предложить ребенку повторить. Можно дуть с разной силой.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

15. «Надуй шарик»

Цель: формирование сильного выдоха; активация губных мышц.

Материал: хорошо промытый воздушный шарик (можно необычной формы – в виде сердца или животного).

Ход игры: показать ребенку, как правильно надувать шарики (набрать через нос воздух, медленно выдохнуть его в отверстие, придерживая шарик). Предложить ребенку надуть самому. Затем можно подарить надутый им шарик.

Важно: проследить, чтобы шарик легко надувался. Если шарик тугой, то взрослый может сначала сам его надуть, затем сдуть, чтобы ребенку было легче надувать.

Для развития правильного речевого дыхания хорошо подходят различные духовые инструменты – дудочки, флейты и пр.

Важно следить, чтобы выдохи у ребенка были плавными и длительными. Каждое упражнение можно усложнить тем, что постепенно увеличивать расстояние между лицом и объектом, который ребенок сдувает.

II. Тренировка дыхания с применением речевого материала

1. «Угадай, кто позвал»

Цель: развитие длительного фонарного выдоха.

Материал: картинки животных (или игрушки).

Ход игры: нужно заранее обговорить, какое животное, какой звук издает:

  • корова – мууууу;
  • кошка – мяяяу;
  • змея – шшшшш;
  • волк – ууууу.

Затем ребенок закрывает глаза, взрослый или другой ребенок (если игра проводится с подгруппой) произносит плавный длинный звук на выдохе. Нужно угадать, кто издает такой звук.

Второй вариант: можно взять карточки и звуки не только животных, но и различные имитирующие звуки. Например:

  • пароход – ыыыыы;
  • самолет – ууууууу;
  • сдувающийся шарик – шшшш.

Можно предложить детям самим придумать предметы и звуки, которые эти предметы издают.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Для речевого дыхания хорошо объединять упражнения с движениями.

2. «Мы и скажем, и покажем»

Цель: развитие речевого выдоха.

Материал: картинки (дровосек, часы, шофер).

Ход игры:

Варианты показа и звуков:

  •  «дровосек» – ребенок встает, расставив ноги и соединив руки «в замок». На вдохе он поднимает вверх руки (как будто замахивается топором), на выдохе наклоняет руки в них и издает звук «эх!);
  • «часы» – положение, как в предыдущем задании, только руки подняты наверх. Ребенок вдыхает через нос, затем наклоняется в сторону и на выдохе произносит «бум». Затем все то же самое, но в другую сторону. Происходит имитация маятника;
  • «шофер» – ребенок стоит прямо, руки с жатыми в кулак ладонями вытянуты вперед. Ребенок, изображая вращение рулем, говорит на выдохе звук «рррр» (имитируя мотор).

Этот вариант игры лучше проводить индивидуально.

Усложнение: взрослый показывает одному ребенку карточку. Ребенок должен показать и издать соответствующий звук. Остальные дети должны угадать, кто это.

Упражнение лучше проводить как с подгруппой детей.

3. «У кого длиннее звук»

Цель: развитие речевого выдоха.

Материал: карточки с буквами и слогами (для читающих ребят постарше)

Ход игры: Дети (или ребенок и взрослый) произносят звуг (слог) на одном выдохе. Выиграл тот, у кого звук получился длинее.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

4.  «Повтори слово»

Цель: развитие плавной слитной речи.

Материал: картинка, изображающая слово (чемодан, бегемот, чебурашка, баклажан).

Ход игры: взрослый произносит слово (показывает картинку), ребенок должен его повторить на одном выдохе.

Усложнение: повторить 3-5 простых слов, глядя на картинки (например, слон-жираф-кот) на одном дыхании.

5. «Кто больше скажет»

Цель: развитие плавной слитной речи.

Материал: мяч.

Ход игры: взрослый называет слово и передает ребенку мяч. Ребенок должен повторит это слово, и добавить свое, затем передать мяч взрослому. После чего взрослый называет уже три слова, ребенок – четыре. И так далее. Выиграл тот, кто назвал больше слов.

Например:

  • Собака. Собака есть. Собака есть косточку. Собака есть вкусную косточку.
  • Малыш. Малыш идет. Малыш идет домой. Малыш идет домой с мамой.

Будет лучше, если парой для ребенка будет другой ребенок.

6. «Вперед, назад»

Цель: развитие плавной слитной речи.

Материал: карточки с цифрами.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку назвать, как можно больше цифр. Условие – делать это нужно на одном дыхании. Ребенок делает большой вдох и считает. При усложнении упражнения – счет ведется в обратном порядке.

7. «Звуки пой»

Цель: формирование правильного речевого дыхания.

Материал: карточки со буквами А, У, И, О, Э.

Ход игры: взрослый предлагает вместе попеть гласные звуки. Показывает карточку с буквой и поет. Главное – пение должно быть длинным, плавным и на одном дыхании.

Можно проводить упражнение с подгруппой детей и устроить соревнование, кто дольше споет звук.

Усложнение: нужно пропеть сочетание звуков – АУ, ОУ, ИА, УА и т.д.

8. «Сдуй шарик»

Цель: формирование речевого дыхания через длительное произношение согласного Ф (на одном выдохе).

Ход игры: встать ровно, развести в стороны ноги и руки, как будто обнимаешь большой шар. Затем, сделав глубокий вдох, начинаем медленно выдыхать и издавать звук «фффф». При этом медленно сдвигать руки друг к другу, пока они не сойдутся. «Шарик сдулся».

Обратить внимание ребенка, что важно вдохнуть как можно больше воздуха в грудь, а не в щеки.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

9. «Змейка»

Цель: формирование правильного речевого дыхания через длительное произношение согласного Ш (на одном выдохе).

Ход игры: предложить детям представить, что они змейки, которые вылезли на солнышко после долгой зимы. От удовольствия змейки зашипели. Для этого нужно набрать воздуха в грудь и плавно произнести: «шшшшш» на одном дыхании.

Следует напоминать ребенку (детям), что нужно вдохнуть побольше воздуха и издавать звук Ш, как только можно, долго.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

10. «Насос»

Цель: формирование правильного речевого дыхания через длительное произношение согласного С (на одном выдохе).

Ход игры: предложить ребятам побыть насосами и накачать сдутые колеса у велосипедов. Ведь после зимы колеса сдулись. Для этого, набрав воздух, постепенно его выдыхать со звуком «ссс». После чего нужно сделать небольшую паузу. Только после нее продолжать накачивать колеса.

Можно сымитировать движение «качаем колесо насосом».

Важно следить, чтобы дети не слишком напрягались, изображая насосы.

11. «Веселая песенка»

Цель: формирование правильного речевого дыхания через длительное произношение нескольких одинаковых слогов ЛЯ (на одном выдохе).

Ход игры: предложить ребенку спеть веселую песенку. Песенка простая и состоит всего из одного слога – ЛЯ. Сначала поется только один слог, затем два – ЛЯ-ЛЯ, затем три – ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

Усложнение: постепенно можно удлинить песенку до 6-9 слогов.

12. «Веселое путешествие»

Цель: формирование правильного речевого дыхания через длительное произношение нескольких одинаковых слогов ТУ-ТУ и БИ-БИ (на одном выдохе).

Ход игры: предложить ребенку отправиться в путешествие. Сначала нужно ехать на машине, а затем на поезде. Поездка на машине сопровождается звуком: «би-би», а на поезде – «ту-ту». Важно следить, чтобы дети делали правильные вдохи и выдохи.

Можно имитировать поездку: рулить воображаемым рулем при поездке на машине, затем изображать движение колес поезда (согнуть руки в локтях и двигать ими вперед/назад).

Усложнение: постепенно количество слогов увеличивать до 3-4-5.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

13. «Птичий разговор»

Цель: формирование правильного речевого дыхания через длительное произношение нескольких одинаковых и разных слогов  КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК (на одном выдохе).

Ход игры: предложить ребенку поиграть в птичек. На поляне собрались разные птицы. Сначала пришла курочка – КО-КО-КО, затем к ней присоединилась кукушка – КУ-КУ. Третьей пришла уточка – КРЯ-КРЯ-КРЯ. После нее к птицам присоединился петушок – КУ-КА-РЕ-КУ. А последним прискакал воробей – ЧИК-ЧИРИК.

Следить за тем, чтобы ребенок в процессе звукоподражания произносил звуки правильно, на одном дыхании.

Упражнение можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Можно заучивать короткие детские стихи и считалки. Главное – произнося строки, соблюдать правильное дыхание.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять (вдох).

Солнышку пора вставать (вдох).

Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).

Солнца нет, на небе месяц (вдох).

Разбегайтесь веселей, (вдох)

Будет прятаться скорей.

Скороговорки так же позволяют ускорить развитие речевого дыхания, к тому же стимулируют четкость звукопроизношения.

Хорошо помогает развитию речевого дыхания пение детских песенок.

Итог

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Литература

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.
  2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424.
  4. Малышева Е. Развитие речевого дыхания у дошкольников / Е. Малышева / [Электронный ресурс]  – Режим доступа: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-rechevogo-dyhaniya-u-doshkolnikov.html
  5. Развиваем речевое дыхание у дошкольника / [Электронный ресурс]  – Режим доступа: https://myintelligentkids.com/razvivaem-rechevoe-dyxanie-u-doshkolnika



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевого дыхания Подготовила :учитель-логопед Рассказова Светлана Валерьевна

Слайд 2

Что такое речевое дыхание Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами (Е.Н. Малютин, В.Г. Ермолаев, Ю.Паров , A.Р. Лурия , Н.М. Сеченов, И. А. Сикорский). A. Р. Лурия , Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания: ‒ верхнее дыхание (ключичное); ‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное); ‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Слайд 3

Отличие речевого и физиологического дыхания Физическое (жизненное) дыхание Речевое дыхание Фазы: вдох – выдох – вдох Фазы: вдох – пауза – выдох Происходит непроизвольно, рефлекторно. Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. Назначение: осуществление газового обмена. Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики. Вдох и выдох через нос. Вдох и выдох через рот. Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое. Выдох значительно длиннее вдоха. Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая. В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. 20 вдохов в минуту 10 вдохов в минуту Объем выдыхаемого воздуха – 500 см³ Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³

Слайд 4

Особенности речевого дыхания у дошкольников Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания 2-3 года 2-3 слова 2-3 мин. 3-4 года 3-5 слов 3-4 мин. 4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин. 6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.

Слайд 5

Как правильно дышать Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки: короткий вдох через нос; плавный выдох, воздух выходит через рот; выдох осуществляется до конца; после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Слайд 6

Значение правильного речевого дыхания Формирование правильного речевого дыхания позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков; увеличить количество произнесенных слов на выдохе; выработать четкую и внятную речь; достичь координации дыхания, речи и движений; повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Слайд 7

Общие рекомендации Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых. Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия. Вдох должен происходить через нос. Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания. Не следует добиваться полного выдоха. Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Слайд 8

Упражнения Упражнения можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели: формирование правильного выдоха; тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Слайд 9

Упражнения по формированию правильного выдоха 1. «Султанчик» Цель: побуждение к произвольному выдоху. Материал: султанчик; можно изготовить самостоятельно из яркой фольги/новогодней мишуры, привязав к палочке или карандашу. 2. «Перышко» Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц. Материал: легкое перышко (птичье или декоративное).

Слайд 10

Упражнения по формированию правильного выдоха 3. «Карандаши-спортсмены» Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха. Материал: карандаши круглой гладкой формы (чтобы легко катились по поверхности). 4. «Пузыри- бульки » Цель : формирование комбинированного дыхания – вдох через нос, выдох через рот. Материал : стакан с водой (наполненный на половину), коктейльная трубочка.

Слайд 11

Тренировка дыхания с применением речевого материала 1. «Звуки пой» Цель: формирование правильного речевого дыхания. Материал: карточки со буквами А, У, И, О, Э. 2. «Сдуй шарик» Цель: формирование речевого дыхания через длительное произношение согласного Ф (на одном выдохе).

Слайд 12

Тренировка дыхания с применением речевого материала 3. «Кто больше скажет» Цель: развитие плавной слитной речи. Материал: мяч. 4. «Мы и скажем, и покажем» Цель: развитие речевого выдоха. Материал: картинки (дровосек, часы, шофер).

Слайд 13

Итог

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»    Доклад  к педсовету №3...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Доклад-презентация на тему: "Развитие речевого дыхания"

Доклад-презентация для родителей на тему: "Развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика"...