Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.
Младший дошкольный возраста является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи в данном возрасте?
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.
Чтобы обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша, необходимо включать его в процесс целенаправленного обучения. При этом развитию речи уделяется основное внимание. Это становится понятным в связи с тем, что нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении и деятельности. Задержка речевого развития в некоторых случаях впоследствии не может быть полностью компенсирована.
Содержание занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста самое разнообразное. У детей формируют элементарные знания о ближайшем окружении: о близких людях, их именах, внешнем виде, действиях в окружающем, о пище, об игрушках, о предметах быта. На протяжении младшего дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию понимания речи взрослого. В становлении активной речи вначале большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «облегченные слова» слова, звукоподражания). Постепенно педагог подводит к замене звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик-так» - часы, вместо «ав-ав» - собака и т.д.)
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Для развития речи широко используются картинки. До полутора лет детей учат находить изображения предмета или объекта, выбирая его из ряда других, по вопросам («Где кошка? Собачка? Мишка?»), по просьбе («Найди куклу. Дай мишку»). После полутора лет внимание детей обращают не только на объект, но и на изображение действий («Что кошка делает?» - «Пьет молоко», «Что собачка делает?» - «Спит» и т.п.)
Желательно, чтобы в структуру занятий были включены игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения и речевого дыхания, силы голоса, мелкой и общей моторики, так как они имеют большое значение для развития речи.
Зрительное восприятие является основным средством познания мира. При обучении дети знакомятся с формой, величиной, цветом предметов, их положением в пространстве. Игры, направленные на развитие слухового внимания, учат различать на слух неречевые звуки, звукоподражания, что подготавливает детей в дальнейшем к выделению звуков из их сочетаний, слогов и слов. В процессе работы над звукопроизношением дети учатся артикулировать гласные звуки (а – э - у – о), согласные (п, б, м). Это развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает детей к произношению более сложных в артикуляционном отношении звуков, помогает предотвратить многие нарушения речи. Обучая детей правильному речевому дыханию, детей учат длительному плавному выдоху (проводятся игры на поддувание мелких легких предметов – ваты, снежинок, папиросной бумаги, корабликов). При работе над силой голоса развивают у детей голос средней силы, работают над мягкой атакой гласного звука, учат говорить громко и тихо. Игры с пальчиками, раскладывание мелких предметов стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития детей. Физкультминутки закрепляют связь между предметом, словом и действием, помогают избавиться от напряжения и утомления.
С учетом недостаточно развитого произвольного внимания детей, с целью поддержания их активности и интереса на одном занятии используется несколько разных игр, чтобы малыши в течение занятия могли менять свое местоположение, переходить от занятий за столом к подвижным играм, стоять рядом со взрослым у стола, выходить к доске. Кроме этого, необходимо, чтобы речь педагога была адресована каждому ребенку. Она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, понятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных детям этого возраста слов; педагог показывает свою заинтересованность ходом занятия. В разговоре детям предоставляется время на обратную связь, принимается любой ответ ребенка, при этом предлагаются правильные образцы речи. С теми детьми, кто недостаточно хорошо усвоил новый материал, проводятся индивидуальные занятия.
Начиная с младшего дошкольного возраста занятия строятся по тематическому принципу. Игры связаны с лексическими и фонетическими темами.
Предложенные варианты игр-занятий могут быть использованы как для нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста для стимуляции их дальнейшего речевого развития, так и для детей, несколько отстающих в речевом развитии.
«Накроем стол к чаю» | ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда» | Набор детской посуды | Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? | |||
«Чего не стало?» (по лексическим темам) | учить узнавать и называть предметы на картинках. | Набор иллюстраций | Ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура. | |||
«Кто живёт во дворе?» | ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов | Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов. | |||
«Чудесная коробка» | дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт). | Коробка, машинка, самолет, поезд, пароход | Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. | |||
«Опасные предметы» | расширять предметный и глагольный словарный запас по теме. | Иллюстрации с опасными предметами | Ребенок показывает Буратино опасные предметы и рассказывает, чем они опасны. Каждый ребенок демонстрируют свою картинку, рассказывает, чем она опасна. | |||
«Горит – не горит» | формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря. | Иллюстрации по теме | Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет. Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов. | |||
«Назови часть целого» | формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. | Иллюстрации по теме | Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед … (руль, два колеса, рама, педали) и т.д. | |||
«В магазине игрушек» | расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов | Иллюстрация с набором игрушек | "Что где находится? " Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д. | |||
«Кто больше знает вежливых слов?» | упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме. | Мячик | Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя. | |||
«Скажи наоборот» | развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные. | Мячик | Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный, быстрый — медленный. | |||
«Кто где живет?» (по лексическим темам) | активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. | Иллюстрации по теме | Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище. | |||
«Кто как голос подает?» | развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. | Мячик | Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит. | |||
«Рыба, птица, зверь» | активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой. | Набор иллюстраций | Группе детей воспитатель показывает картинки с изображением птиц, рыб и зверей, а дети их называют. | |||
«Добавь слово» | находить нужное по смыслу слово (глагол). | Кукла | Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать. Я умею постель … (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я помогаю крошки ... (сметать) Я помогаю комнату ... (убирать). При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла). |
Используемая литература
- Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с.
- Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. – 304 с.
- Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера. 2008. - 128 с.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим. Видим. Запоминаем. – СПб., 2004.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А., Датешидзе Т.А. Учимся слушать и слышать. - СПб, 2004.
- Гуркина А.П. Формирование личности ребёнка в детском саду: Учебно -методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов - заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Сообщение на тему: "Организация театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошеольного возраста"....
Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Как развивается речь ребенка в раннем дошкольном возрасте ребенка....
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
....
Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Методический семинар на тему:«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»...
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников. Создание условий для успешного развит...