Конспект ОД "Добро пожаловать в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Надеюсь Вам будет полезен мой конспект!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Добро пожаловать в сказку».
Цель: Развитие у старших дошкольников посредством художественной литературы речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
-учить подбирать слова- антонимы, определяющие героев;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развивающие:
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Тип занятия. Занятие на повторение пройденного материала
Форма занятия. Интегрированное занятие
Продолжительность. 30 минут
Участники. Старшая группа Возраст обучающихся. 6-7 лет Оборудование и материалы.
- Презентация "Мир сказок",
- Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»,
«Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.
- Музыкальное сопровождение.
Предварительная подготовка.
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.
Методы и приёмы работы с детьми.
Информационно-рецептивный, игровой, словесный, мотивационный.
Структура занятия.
- Разминка
- Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки
- Дидактическая игра «Отгадай и назови» 5 минут.
Основная часть
- Просмотр презентации «Мир сказок»
- Просмотр картинок с эпизодами из сказок.
- Физкультминутка «Колобок»
- Игра «Составьте из пазлов сказку»
- Проведение гимнастики для глаз «Теремок»
- Решение проблемных ситуаций. 20 минут.
Заключительная часть Подведение итогов. 5минут. Ход занятия.
Вводная часть
Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.
Разминка
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Воспитатель:
«Сказка в двери к нам стучится, Скажем сказке - заходи. Это присказка ребята, Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.
Основная часть. Презентация «Мир сказок»
Воспитатель: Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?
Дидактическая игра: «Отгадай и назови»
Жили-были семь ребят Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый, в дом. Коза потом его нашла, Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
( «Волк и семеро козлят»)
Что за гостья в дом пришла, К трём лесным медведям? Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)
Эта рыжая плутовка Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок. Хорошо, что спас дружок. («Кот, лиса и петух»)
Что за домик на опушке Дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок Этот домик — ...
(«Теремок»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом. Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка и серый волк»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили, Но не смогли договориться, Упрямство свойственно и птицам. («Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: Животные и птицы.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных. Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк»,
«Бобовое зернышко».
Хотите пройти по следам колобка?
Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится в дали, без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)
Ты зачем на край земли разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)
Колобок, Колобок, ну, куда же ты, дружок?
Ну, какой тебе прок убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
- Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок, вот какой я Колобок! (Приседания.)
На пригорок, на горбок, через поле и лесок
Полечу я Колобок жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок, улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок, похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку и лисе всё хвалился и хвалился… (Присели.)
Ну, а дальше знают все до чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
Воспитатель: Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?
Дети: Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица. Волк глупый и
жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Воспитатель: А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.
Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!
Дети собирают пазл- сказку.
Воспитатель Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Воспитатель: О каких сказках мы ещё не говорили?
Дети: О волшебных сказках
Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему волшебные?
Дети: В этих сказках волшебство
Воспитатель: Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению» Воспитатель: Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка. (По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
Наши глаза устали, хотят отдохнуть
Гимнастика для глаз: «Теремок»
Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)
На верху петух сидит Кукареку он кричит. (моргают глазами)
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Кощеем Бессмертным, Бабой- Ягой и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Ребята, чему сказки учат? Правильно, доброте, смелости, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка»,
«Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».
Заключительная часть.
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
Рефлексия:
-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?
-Чему учат сказки?
-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?
-Интересно вам было путешествовать по сказкам?
-А что было самое интересное?
-А в чем-то вы испытывали затруднения?
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
Литература
- Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО,2005.-176с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.- 144с.
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/
- Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. - М., 1996.-С. 3-14
- О.С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т.Ц. «Сфера»,
- Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать в сказку" по программе У.М.Ивановой "Я сам артист"
Театрализованная игра для младшего дошкольного возраста....
интегрированное занятие «Добро пожаловать в сказку»
Цель: Заинтересовать театральной деятельностью.Задачи: - В процессе занятия показать возможности проявления творчества и фантазии.- Определить творческий потенциал детей через участие их в ...
Викторина для детей подготовительной группы на тему: «Добро пожаловать в сказку»
викторина на закрепление знаний о книгах...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".Задачи:1.Упражнять в грамматическом оформлении высказывания , использовании прямой речи;2.Развивать артик...
Конспект интегрированного занятия "Добро пожаловать в сказку" в средней группе ( Развитие, воспитание и обучение детей с элементами сказкотерапии.)
Цель: развивать у детей связную речь, мышление, фантазию, сообразительность, сосредоточенность, дружелюбие; воспитывать любовь к сказкам, дружеские между детьми; продолжать учить детей быть вежливыми,...
Конспект викторины «Добро пожаловать в сказку» в младшей группе №7
Цель:Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей. Помочь родителям, передать любовь к сказке своим детям.Обучающие задачи:Привлечь родителей к учас...
Конспект НОД ФЭМП (итоговая) "Добро пожаловать в сказку"
Конспект НОД ФЭМП (итоговая) "Добро пожаловать в сказку"...