Конспект ОД "Добро пожаловать в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кочарян Ольга Александровна

Надеюсь Вам будет полезен мой конспект!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: «Добро пожаловать в сказку».

Цель: Развитие у старших дошкольников посредством художественной литературы речевой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить определять тип и вид сказки;

-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

  • продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

  • продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

-учить подбирать слова- антонимы, определяющие героев;

  • продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:

  • развивать дикцию и фонематическое восприятие;

  • развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

  • развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

  • воспитывать у детей бережное отношение к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

Тип занятия. Занятие на повторение пройденного материала

Форма занятия. Интегрированное занятие

Продолжительность. 30 минут

Участники. Старшая группа Возраст обучающихся. 6-7 лет Оборудование и материалы.

  1. Презентация "Мир сказок",

  1. Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»,

«Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.

  1. Музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка.

Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.

Методы и приёмы работы с детьми.

Информационно-рецептивный, игровой, словесный, мотивационный.

Структура занятия.

  1. Разминка

  1. Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки

  1. Дидактическая игра «Отгадай и назови» 5 минут.

Основная часть

  1. Просмотр презентации «Мир сказок»
  2. Просмотр картинок с эпизодами из сказок.
  3. Физкультминутка «Колобок»
  4. Игра «Составьте из пазлов сказку»
  5. Проведение гимнастики для глаз «Теремок»
  6. Решение проблемных ситуаций. 20 минут.

Заключительная часть Подведение итогов. 5минут. Ход занятия.

Вводная часть

Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.

Разминка

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.

Воспитатель:

«Сказка в двери к нам стучится, Скажем сказке - заходи. Это присказка ребята, Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель: А что такое народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.

Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.

Основная часть. Презентация «Мир сказок»

Воспитатель: Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?

Дидактическая игра: «Отгадай и назови»

Жили-были семь ребят Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый, в дом. Коза потом его нашла, Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

( «Волк и семеро козлят»)

Что за гостья в дом пришла, К трём лесным медведям? Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(«Три медведя»)

Эта рыжая плутовка Обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок. Хорошо, что спас дружок. («Кот, лиса и петух»)

Что за домик на опушке Дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок Этот домик — ...

(«Теремок»)

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом. Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка и серый волк»)

На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили, Но не смогли договориться, Упрямство свойственно и птицам. («Журавль и цапля»)

Воспитатель: Кто герои этих сказок?

Дети: Животные и птицы.

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных. Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки?

Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк»,

«Бобовое зернышко».

Хотите пройти по следам колобка?

Физкультминутка «Колобок»

Кто там катится в дали, без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)

Ты зачем на край земли разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)

Колобок, Колобок, ну, куда же ты, дружок?

Ну, какой тебе прок убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)

  • Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,

Не попался на зубок, вот какой я Колобок! (Приседания.)

На пригорок, на горбок, через поле и лесок

Полечу я Колобок жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)

Снова мчался Колобок, улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок, похвалялся Колобок. (Бег на месте.)

Он и волку и лисе всё хвалился и хвалился… (Присели.)

Ну, а дальше знают все до чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)

Воспитатель: Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?

Дети: Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица. Волк глупый и

жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Воспитатель: А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.

Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.

Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!

Дети собирают пазл- сказку.

Воспитатель Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

Воспитатель: О каких сказках мы ещё не говорили?

Дети: О волшебных сказках

Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему волшебные?

Дети: В этих сказках волшебство

Воспитатель: Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению» Воспитатель: Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка. (По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)

Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

Наши глаза устали, хотят отдохнуть

Гимнастика для глаз: «Теремок»

Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)

Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)

На верху петух сидит Кукареку он кричит. (моргают глазами)

Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?

В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети: Кощеем Бессмертным, Бабой- Ягой и Змеем Горынычем.

Воспитатель: Ребята, чему сказки учат? Правильно, доброте, смелости, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка»,

«Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

«А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».

«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

Заключительная часть.

Вот мы и побывали с вами в стране сказок.

Рефлексия:

-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?

-Чему учат сказки?

-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?

-Интересно вам было путешествовать по сказкам?

-А что было самое интересное?

-А в чем-то вы испытывали затруднения?

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

  • добрыми, как Емеля

  • обаятельными, как Чебурашка,

  • хозяйственными, как Матроскин,

  • трудолюбивыми, как Золушка,

  • находчивыми, как Кот в сапогах.

Литература

  1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО,2005.-176с.

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.- 144с.

  1. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/
  2. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. - М., 1996.-С. 3-14

  1. О.С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т.Ц. «Сфера»,

  1. Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать в сказку" по программе У.М.Ивановой "Я сам артист"

Театрализованная игра для младшего дошкольного возраста....

интегрированное занятие «Добро пожаловать в сказку»

Цель: Заинтересовать театральной деятельностью.Задачи: - В процессе занятия показать возможности проявления творчества и фантазии.- Определить творческий потенциал детей через участие их в ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".Задачи:1.Упражнять в грамматическом оформлении высказывания , использовании прямой речи;2.Развивать артик...

Конспект интегрированного занятия "Добро пожаловать в сказку" в средней группе ( Развитие, воспитание и обучение детей с элементами сказкотерапии.)

Цель: развивать у детей связную речь, мышление, фантазию, сообразительность, сосредоточенность, дружелюбие; воспитывать любовь к сказкам, дружеские между детьми; продолжать учить детей быть вежливыми,...

Конспект викторины «Добро пожаловать в сказку» в младшей группе №7

Цель:Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей. Помочь родителям, передать любовь к сказке своим детям.Обучающие задачи:Привлечь родителей к учас...

Конспект НОД ФЭМП (итоговая) "Добро пожаловать в сказку"

Конспект НОД ФЭМП (итоговая) "Добро пожаловать в сказку"...