Конспект по развитию речи "Помощь зимующим птицам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обучение детей составлению описательного рассказа по картине Григорьева «Помощь зимующим птицам» с использованием мнемотаблиц.
Познавательные:
- обеспечение целостного восприятия картины;
- расширение и уточнение представлений детей о необходимости помогать птицам в зимнее время.
- Ознакомление с новой птицей-поползень.
Образовательные:
- расширение и активизация словаря (заснеженный, зимующие, кормушки, подкормка, дятел, снегири, воробьи, голуби);
- развитие навыков речевого общения, связной речи;
- обучение составлению рассказа по картине;
Воспитательные:
- воспитание заботливого отношения в объектам живой природы.
- воспитывать культуру речи, умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 61.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №127 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы.
Тема: Составление описательного рассказа по картине Григорьева «Помощь зимующим птицам»
Разработала и провела:
Воспитатель: Михайлова О.В.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы.
Тема: Составление описательного рассказа по картине Григорьева «Помощь зимующим птицам»
Цель: обучение детей составлению описательного рассказа по картине Григорьева «Помощь зимующим птицам» с использованием мнемотаблиц.
Познавательные:
- обеспечение целостного восприятия картины;
- расширение и уточнение представлений детей о необходимости помогать птицам в зимнее время.
- Ознакомление с новой птицей-поползень.
Образовательные:
- расширение и активизация словаря (заснеженный, зимующие, кормушки, подкормка, дятел, снегири, воробьи, голуби);
- развитие навыков речевого общения, связной речи;
- обучение составлению рассказа по картине;
Воспитательные:
- воспитание заботливого отношения в объектам живой природы.
- воспитывать культуру речи, умение слушать друг друга.
Оборудование:
- картина “Помощь зимующим птицам” из серии “Картины из жизни диких животных”, тарелочки с кормом для птиц: пшено, семечки, сало, сухие ягоды, вермишель.
- мнемотаблица
Предварительная работа:
- изготовление с родителями кормушек и развешивание их на участке детского сада,
- подкормка птиц, прилетающих на участок,
- беседы о помощи птицам в зимнее время,
- заучивание стихов.
Ход занятия
1.Вводная часть. Организационный момент
Приветствие друг друга и гостей
Я, ты, он, она-вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа, руку дай соседу слева
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте-
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте ,здравствуйте-
Руку дал руку друг!
2. Основная часть
Восп. Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз.
Воспитатель открывает салфетку, и дети рассматривают корм (пшено, семечки, сало, сухие ягоды, морковь, вермишель).
Восп.: Посмотрите и скажите: что это? Для чего я это сюда принесла?
Дети: Это корм для птиц: пшено, семечки, сало.
Восп.: Тогда скажите мне, для каких птиц подойдет этот корм?
Дети: Зимующих птиц
Восп.: Правильно, сегодня мы поговорим о помощи зимующим птицам. Я вам буду загадывать загадки, вы постарайтесь мне ответить на них.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?..
(Ворона)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клест)
Воспитатель предлагает детям покормить птиц принесенным кормом.
Воспитатель выставляет изображение птиц, дети угощают их кормом в тарелочках
Восп: Как вы думаете, легко ли птицам зимой?
Дети: ( Птицам холодно и голодно)
Восп.- Кто помогает им пережить холодные зимы?
Дети: (зимой птицы стараются держаться ближе к людям, они надеются, что люди им помогут)
Восп.- Как они это делают?
Дети: (делают кормушки, насыпают корм)
Восп.– А как вы помогаете птицам зимой?
Дети: делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу.
Восп.– А из чего можно сделаем кормушки?
Дети: Взрослые могут сделать кормушки из фанеры, дерева, а мы из коробок от сока, молока или кефира.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать правила? Вы их знаете?
1.Кормить нужно в одном и том же месте
2.Кормить желательно в одно, и тоже время
3.Не оставлять мусор возле кормушки
Д/ и «Какие птицы прилетели?»
Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Послушайте внимательно стихотворение, и скажите какие, птицы прилетели на кормушку?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
Скажите, пожалуйста, какая новая для вас птичка была в стихотворении? Поползень - это небольшая птичка, сверху оперение серого цвета с голубым оттенком. Отличается тем, что передвигается по стволу дерева интересным образом – головой вниз, очень подвижная птичка!
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
(Поползень)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
Дидактическая игра «Закончи предложения»
Воробей маленький, а журавль...
Ворона большая, а синица...
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря...
Утка серая, а лебедь...
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Снегирь малоподвижный, а синица…
Синицы высиживают птенцов летом, а клест…
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Про кого из зимующих птиц можно сказать:
мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),
моя (ворона, синица, свиристель, овсянка)
Восп.: А сейчас немного поиграем.
Физминутка.
Сыплет белый снег густой - дети, подняв руки вверх, медленно и плавно их опускают
На деревья и дома – руками показывают вправо и влево.
И на месте ты не стой – шагают
А не то тебя засыплет – руками накрывают голову
Снегом лютая зима – обнимают себя руками
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем – шагают высоко поднимая колени
Взмах руками, словно птица,
Это тоже пригодится - взмахи руками в сторонах
Станет нам тепло тогда – руками полуобороты
Улыбнемся вместе? – Да
А сейчас ребята, я хочу вместе с вами рассмотреть картину и предлагаю вам, побыть настоящими писателями.
Воспитатель выставляет на мольберт картину.
Восп.: Ребята, вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, тогда мы с вами сможем составить рассказ по этой картине. Итак, вопрос. Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила зима
Восп.: Какой уголок города нарисовал художник?
Дети: Это нарисован парк.
Восп.: Где в парке лежит снег?
Дети: В парке снег лежит везде: на земле, на кормушках, на деревьях.
Восп.: Посмотрите на картину и скажите, кто приехал в парк?
Дети: В парк приехали люди: взрослые и дети.
Восп.: Давайте расскажем о них. Во что они одеты.
Дети: Впереди мы видим девочку в белой шапочке и клетчатом пальто. Еще рядом с ней мальчик в куртке и ботинках. У девочки на ногах валенки.
Восп.: Расскажите о мальчике, который находится рядом.
Дети: Мальчик одет в вязаную шапочку, спортивный костюм и у него нет рукавиц.
Восп.: Как можно одним словом назвать группу людей в центре картины?
Дети: Это семья. Здесь мы видим маму и папу. А с ними малышка и ее брат. У малыша в руках маленькая лопатка. У папы с собой фотоаппарат.
Восп.: А как вы думаете, для чего люди пришли в парк?
Дети: Люди пришли отдохнуть и покормить птиц. Они принесли с собой разный корм: семечки, сало, ягоды.
Восп.: Как вы думаете, часто ли приезжают люди в парк? Были ли они здесь раньше?
Дети: Люди уже приезжали в парк. Мы видим, что уже развешены кормушки, А птицы не боятся людей – синичка ест из рук девочки. Птицы не боятся людей, их здесь не обижают.
Восп.: Подумайте, почему нужно подкармливать птиц зимой?
Дети: Потому что они не могут найти корм под снегом. Потому что зимой нет насекомых, и птицы могут погибнуть.
Восп.: Посмотрите, пожалуйста, на картину и назовите птиц, которые прилетели на угощение в парк.
Дети: На кормушку прилетели воробьи и снегири, поползни, дятел, голуби, синицы.
Восп.: Кроме птиц, кого-то еще можно встретить в парке?
Дети: Здесь еще могут быть белочки. Мальчик кормит белочку, она к нему уже привыкла.
Восп.: Расскажите о настроении людей. Нравится ли им помогать птицам?
Ответы детей.
Восп.: Мы с вами внимательно рассмотрели картину, а знаете ли вы, как она называется? Давайте попробуем угадать по тому, что мы здесь увидели.
Дети придумывают название картины.
Воспитатель говорит, что эта картина называется “Помощь зимующим птицам”
.
Восп.: Сейчас немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Ребята дощечки пилили, пилили,
И дружно кормушку для птиц мастерили.
Рубанком стругали и гвозди вбивали,
И между собой дощечки скрепляли.
Смотрите, кормушка у нас загляденье!
И можно насыпать для птиц угощенье.
-пилящие движения ребром ладони
-кисти рук изображают «крышу»
-кулачок одной руки поглаживает ладонь другой руки,
- кулачок стучит о ладонь
-одну ладонь поднести к другой.
-«очки» подносим к глазам
-растирание подушечек пальцев
Восп.: Вы отдохнули? Тогда мы снова обратимся к нашей картине. Давайте попробуем составить рассказ по этой картине и сделаем мы это с помощью мнемотаблицы
Восп.: Сейчас немного подумайте , внимательно посмотрите на нашу подсказку. Начинаем.
Воспитатель предлагает одному-двум детям самостоятельно составить рассказ по картине.
Заключительная часть
По окончании воспитатель благодарит детей, говорит о том, что они внимательно слушали воспитателя и детей, внимательно рассматривали картину, поэтому смогли составить хороший рассказ. Спрашивает, сложно ли быть писателями?
Восп.: Скажите, вам понравилось наше занятие. (Ответы детей)
О чем было наше занятие?
Что вам понравилось в занятии? Что было сложно? Что нового вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Конспект по развитию речи «Зимующие птицы»
laquo;Зимующие птицы»...
Конспект по развитию речи " Зимующие птицы"
С наступлением холодов часто можно наблюдать в небе стаи птиц. Это покидают наши края пернатые, улетая в тёплые края. Однако некоторые виды птиц остаются. Есть странные виды, которые прилетают в средн...
конспект по развитию речи "Зимующие птицы" подготовительная группа
АннотацияТематическое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы», с элементами театрализованной деятельности, направлено на формирование экологической к...
Конспект по развитию речи «Зимующие птицы», «Спасем птиц»
Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Зимующие птицы» «Спасем птиц»...
Конспект по развитию речи "Зимующие птицы"
Конспект по развитию речи "Зимующие птицы"...
Методическая разработка план-конспект по развитию речи "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"...