Конспект по развитию речи " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи
С наступлением холодов часто можно наблюдать в небе стаи птиц. Это покидают наши края пернатые, улетая в тёплые края. Однако некоторые виды птиц остаются. Есть странные виды, которые прилетают в среднюю полосу России зимовать. А есть и вовсе удивительные, которые именно в холода выводят на свет потомство. Вот уж поистине настоящее геройство!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zim._ptitsy_raz.rechi_.docx | 18.48 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_po_teme_zimuyushchie_ptitsy.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» в разновозрастной группе с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий.
Программное содержание:
Коррекционно-обучающие задачи: уточнять, обогащать, активизировать и актуализировать словарь по заданной теме, расширять знания о зимующих птицах, совершенствовать и развивать лексико-грамматический строй речи и навыки пересказа.
Коррекционно-развивающие: продолжать формировать навык аналитического слушания (узнавать птиц по голосу), фонематический слух, зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Воспитательные: воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к зимующим птицам, желание подкармливать их регулярно.
Используемый материал: мольберт, предметные картинки с изображением зимующих птиц, мяч среднего размера, эмблемы с изображением вороны, запись звуков зимнего леса, «птичьи следы», вырезанные из бумаги,
Словарная работа: зима, зимующие птицы, птица, дятел, ворона, воробей, снегирь, голубь, корм, кормушка, грудка, клюв, оперение, туловище, крыло, хвост, зимовать, летать, клевать, порхать, чирикать, каркать, ворковать, кормить, зимний, зимующий.
Ход
Введение в игровую ситуацию
Организационный момент: Звучит CD с записью звуков зимнего леса.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес. Путешествие будет веселым, но не легким. Закройте глаза (Упр. для глаз, быстрыми движениями растираем ладоши до тепла и прикладываем к глазам на несколько секунд 2-3 раза) и представьте, что вы оказались в зимнем лесу, послушайте звуки.
Актуализация знаний и фиксация затруднения:
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Мы услышали, как вьюга воет; треск деревьев, пургу и т.д.
Воспитатель: В какое время года можно услышать эти звуки?
Дети: Эти звуки можно услышать зимой.
Воспитатель: Откройте глаза и посмотрите . Что это?
Дети: Это следы.
Воспитатель: Кто их оставил?
Дети: Их оставили птицы.
Воспитатель: Чьи следы?
Дети: Это птичьи следы.
Открытие нового знания
Развитие ротового выдоха. На уровне роста детей расположен большой макет сугроба, на нем предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним “дождиком”. Необходимо подуть на “сугроб” так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.
Воспитатель следит за правильностью ротового выдоха.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем узнать птиц по голосу? (Дети слушают и узнают голоса птиц. На слайд выводится изображение птиц).
Воспитатель: Вы правильно узнали все голоса птиц
Давайте мы поговорим на языке синицы Ц-Ц-Ц-Ц… А теперь на языке дятла Д-Д-Д-Д…А теперь, как сорока Ч-Ч-Ч-Ч… А сейчас как воробей ЧИК-ЧИРИК…
Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Теперь поиграем в игру « Эрудиты»?
- Почему эти птицы называются зимующими?
- Где они живут?
- Чем питаются зимующие птицы?
- Почему зимующим птицам трудно зимой?
- Кто помогает птицам зимой?
(Дети отвечают на вопросы Воспитатель).
Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам, строя для них кормушки. Давайте вместе смастерим кормушку для наших пернатых друзей.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка» (сл. Шестериковой).
Ребята дощечки пилили, пилили. пилящие движения ребром ладони
И дружно кормушку для птиц мастерили. стучать кулаком по ладони
В нее мы насыплем для птиц угощенье: растирание подушечек пальцев
Немного семян, и остатки печенья, загибаем пальцы
Сушеные фрукты и хлебные крошки «очки» подносик к глазам
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть «пальчики шагают», указательный
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. палец поднести к губам.
Воспитатель: Кто прилетел к нашей кормушке? (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске).
Очень шустрый, суетливый,
Разговорчивый, крикливый.
По дорожке прыгает,
«Чик-чирик!» - чирикает.
(Воробей.)
Костюмчик пёстрый,
Носик острый.
Сам небольшой –
Доктор лесной.
(Дятел).
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут.
(Снегирь.)
Чёрненькая шапочка,
Тоненькие лапочки.
Галстук есть у птицы
Кто она?...
(Синица)
Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц?
Дети: 2 крыла, 2 лапы, хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: размеры, окраска, оперенье.
Воспитатель: Вокруг себя все повернитесь и в ворон все превратитесь! (прикрепить эмблемы ворон каждому ребенку)
Физминутка. Игра «Вороны».
Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны.
Кар-кар-кар (2 раза)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар (2 раза)
Лишь к утру, они стихали
И тихонько засыпали.
Кар-кар-кар (2 раза)
Чтение сопровождается имитацией движений.
Воспитатель: Вокруг себя покружились и в детишек превратились.
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации
А теперь поиграем в игру « Один-много, много-один».
(Игра с мячом)
Сорока - …(сороки, много сорок). Сороки - … (сорока).
Ворона - … .
Воробей - … .
Снегирь - … .
Синица - … .
Птица - … .
Грудка - … .
Крыло - … .
Рефлексия. Итог.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись и в детском саду окажись!» Где же мы с вами были? Кого мы там видели? Какие трудности испытывают птицы зимой? Чем люди могут помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)
Положительная оценка деятельности детей.
Сюрпризный момент: зимующие птицы дарят вам свои следы, чтобы вы никогда не забывали им помогать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что не все дети знают зимующих птиц.) Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Задачи : 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта. 3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Ожидаемый результат: - у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; - созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. -у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Кто прилетит на кормушку?
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. Барто
Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. С. Есенин
Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны. Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….
Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока. Когда трещит….
Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны. Н. Рубцов
Протянула я ладошку - На ладони хлеба крошки. Прилетали голубки Смело брали хлеб с руки. Важно рядышком гуляли, Меж собою ворковали, Все вели свою беседу, Чтоб еще найти к обеду
Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц»
Взаимодействие с родителями Оформление папки – передвижки «Зимующие птицы». Буклет – памятка «Покормите птиц зимой» Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц» Родители приняли активное участие в акции «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Вместе с детьми родители сделали кормушки для птиц, развешивали их на деревьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы»
...................................................
Конспект НОД по развитию речи "Зимующие птицы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет...
Презентация к занятию по развитию речи "Зимующие птицы" в средней группе.
Есть "зимующие птицы", которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой, а есть птицы - гости, их называют "кочующими", они прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера....