Методическая разработка план-конспект по развитию речи "Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗЛВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Демонстрационный материал: предметные картинки с птицами (воробей, синица, ворона, галка, сорока снегирь, кормушка). Картинка «У кармушки».
Вводная часть.
Воспитатель подходит к детям и говорит:
Хочу проверить, кто из вас самый внимательный:
Я загадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.
Загадка:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите.
Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? О птицах.
Воспитатель. Ребята посмотрите, и к нам в группу прилетели птицы. А кто мне сможет назвать одним словом какие это птицы? (Зимующие)
Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас.
Воспитатель: Ребята ,а посмотрите внимательно, что есть общего у птиц?
Дети: Туловище, крылья, клюв,перья, лапы, хвост,
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Посмотрите внимательно и назовите птиц которых вы узнали?
Дети описывают отличительные признаки птиц ( цвета грудок) показывают птиц.
Воспитатель: А давайте подумаем с вами почему все эти птицы прилетели к этому дереву?
Дети: на нем висит кормушка с угощениями для птиц.
Воспитатель: а давайте мы с вами изобразим птичью стаю и полетим на свои места.
2.Основная часть.
Дети садятся около доски на которой висит сюжетная картина «У кормушки»
Воспитатель читает стихотворение «Слетайтесь пичуги! Ю.Кушака»
Где утром к опушке прошел человек
Следы заметает до вечера снег
Но всюду – у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
Мы помнить и думать должны друг о друге.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? А кто такие лесные пичуги?
Дети: Птицы
Воспитатель: Птицам очень тяжело живется зимой, им холодно и голодно, потому что под снегом им очень сложно найти себе корм. Скажите, какая бывает зима?
Дети: морозная, снежная, холодная, суровая, вьюжная
Воспитатель: Давайте покажем как завывает вьюга (Звук УУУУ дети произносят сначала тихо, потом все громче и громче. Затем наоборот: громко затем тише и тише потом переходят на шепот. Упражнение повторяется. По команде воспитателя чем выше рука, тем громче завывает вьюга).
А еще зима очень суровая, поэтому птицы прилетают ближе к людям за помощью. Посмотрите на картину. Пришла холодная снежная зима. Для птиц настали тяжелые времена им стало холодно и голодно. Эти дети заботятся о птицах, они повесили кормушку и каждый день выносят для птиц корм.
На этой кормушке каждая птица может найти свое любимое лакомство.
А чем люди кормят птиц? (Семечками, крупой, крошками, не саленое сало, орешками, зернами).
Вот многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А естьи такие птицы что прилетают к нам только зимой. И они называются снегири. Потому что они появляются у нас вместе со снегом.
Что любят есть снегири? (Снегири любят есть ягоды)
Что любят есть синицы? (синицы любят есть сало)
А что любят есть воробьи (Воробьи клюют зерна) Воспитатель следит чтобы дети отвечали полным ответом.
Физ.минутка.
Ну а теперь предлагаю превратиться в птиц.
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась как волчек
Вот присела на минутку
Причесала клювом грудку
И с дорожки на плетень.
Тири тире, тень-тень-тень.
Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Речевое упражнение «Назови ласково»
Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.
Птица – птичка
Перо- … (перышко)
Крыло — … (крылышко)
Хвост — …(хвостик)
Клюв — …(клювик)
Синица — …(синичка)
Птенец — …(птенчик)
Воробей — …(воробышек)
Голубь — … (голубок)
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель:
-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)
Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)
Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
Если у птицы черная голова? (черноголовая)
Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)
Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)
Если у птицы белый бок? (белобокая)
3. Заключительная часть.
О ком мы говорили сегодня на занятии? Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? Почему птицам приходится зимой тяжело? (трудно раздобыть себе корм) Как можно помочь птицам? Есть такое зимнее правило: Не оставляй кормушку пустой! Поэтому когда вы собираетесь на прогулку положите в карман угощение для птиц. Мы должны помогать птицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.План-конспект для развития композиционного умения и эстетического восприятия.Образовательная область:занятие аппликацией"Тарелочка" в младшей группе.
учить детей составлять узор на предметах круглой формы, используя кружки разного цвета и разной величиныразвивать композиционные уменияразвивать эстетическое восприятие...
Методическая разработка план-конспект по познавательному развитию «Математика в сказках»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитиюТема: «Математика в сказках» Закреплять представления о свойствах геометрических фигур пут...
Методическая разработка: план- конспект круглого стола для родителей "Коллекционирование как средство развития познавательной инициативы"
В данном конспекте приведен пример круглого стола для родителей старшей группы детского сада по технологии коллекционирования. Рассматривается как средство развития познавательной инициативы, самостоя...
Методическая разработка План-конспект занятия в ДОУ по развитию речи в младшей группе «Звездочки» на тему « Домашние животные »
Тема НОД : Домашние животные. Цель: Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ. (знакомство детей с домашними животными и их детёнышами: корова, свинья, коз...
Методическая разработка: "План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"
Методическая разработка : "План- конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"...
Методическая разработка (план-конспект) для детей средней группы. НОД в области художественно-эстетического развития. Тема:"Арбуз"
НОД в области художественно-зстетического развития, в средней группеЗдравствуйте, дорогие друзья! Давно хотела поделиться с Вами занятием, которое я провела с детьми средней группы. Его также мо...
Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении ...