Методическая разработка план-конспект по развитию речи "Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Чекменева  Тамара  Александровна

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие пттицы20.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗЛВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Демонстрационный материал: предметные картинки с птицами (воробей, синица, ворона, галка, сорока снегирь, кормушка). Картинка «У кармушки».

 Вводная часть.

Воспитатель подходит к детям и говорит:

Хочу проверить, кто из вас самый внимательный:

Я загадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.

Загадка:

Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите.

Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? О птицах.

Воспитатель. Ребята посмотрите, и к нам в группу прилетели птицы. А кто мне сможет назвать одним словом какие это птицы? (Зимующие)

Почему этих птиц называют зимующими?

Дети: Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас.

Воспитатель: Ребята ,а посмотрите внимательно, что есть общего у птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв,перья, лапы, хвост,

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

Посмотрите внимательно и назовите птиц которых вы узнали?

Дети описывают отличительные признаки птиц ( цвета грудок) показывают птиц.

Воспитатель: А давайте подумаем с вами почему все эти птицы прилетели к этому дереву?

Дети: на нем висит кормушка с угощениями для птиц.

Воспитатель: а давайте мы с вами изобразим птичью стаю и полетим на свои места.

2.Основная часть.

Дети садятся около доски на которой висит сюжетная картина «У кормушки»

Воспитатель читает стихотворение «Слетайтесь пичуги! Ю.Кушака»

Где утром к опушке прошел человек

Следы заметает до вечера снег

Но всюду – у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зерна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги,

Мы помнить и думать должны друг о друге.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? А кто такие лесные пичуги?

Дети: Птицы

Воспитатель: Птицам очень тяжело живется зимой, им холодно и голодно, потому что под снегом им очень сложно найти себе корм. Скажите, какая бывает зима?

Дети: морозная, снежная, холодная, суровая, вьюжная

Воспитатель: Давайте покажем как завывает вьюга (Звук УУУУ дети произносят сначала тихо, потом все громче и громче. Затем наоборот: громко затем тише и тише потом переходят на шепот. Упражнение повторяется. По команде воспитателя чем выше рука, тем громче завывает вьюга).

А еще зима очень суровая, поэтому птицы прилетают ближе к людям за помощью. Посмотрите на картину. Пришла холодная снежная зима. Для птиц настали тяжелые времена им стало холодно и голодно. Эти дети  заботятся о птицах, они повесили кормушку и каждый день выносят для птиц корм.

На этой кормушке каждая птица может найти свое любимое лакомство.

А чем люди кормят птиц? (Семечками, крупой, крошками, не саленое сало, орешками, зернами).

Вот многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А естьи такие птицы что прилетают к нам только зимой. И они называются снегири. Потому что они появляются у нас вместе со снегом.

Что любят есть снегири? (Снегири любят есть ягоды)

Что любят есть синицы? (синицы любят есть сало)

А что любят есть воробьи (Воробьи клюют зерна) Воспитатель следит чтобы дети отвечали полным ответом.

Физ.минутка.

Ну а теперь предлагаю превратиться в птиц.

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок

Завертелась как волчек

Вот присела на минутку

Причесала клювом грудку

И с дорожки на плетень.

Тири тире, тень-тень-тень.

Д/и «Один – много»(Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Птица – птичка

Перо- … (перышко)

Крыло — … (крылышко)

Хвост — …(хвостик)

Клюв — …(клювик)

Синица — …(синичка)

Птенец — …(птенчик)

Воробей — …(воробышек)

Голубь — … (голубок)

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель:

-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)

Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)

Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

Если у птицы черная голова? (черноголовая)

Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)

Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)

Если у птицы белый бок? (белобокая)

 

3. Заключительная часть.

О ком мы говорили сегодня на занятии? Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? Почему птицам приходится зимой тяжело? (трудно раздобыть себе корм) Как можно помочь птицам? Есть такое зимнее правило: Не оставляй кормушку пустой! Поэтому когда вы собираетесь на прогулку положите в карман угощение для птиц. Мы должны помогать птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.План-конспект для развития композиционного умения и эстетического восприятия.Образовательная область:занятие аппликацией"Тарелочка" в младшей группе.

учить детей составлять узор на предметах круглой формы, используя кружки разного цвета и разной величиныразвивать композиционные уменияразвивать эстетическое восприятие...

Методическая разработка план-конспект по познавательному развитию «Математика в сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитиюТема: «Математика в сказках» Закреплять представления о свойствах геометрических фигур пут...

Методическая разработка: план- конспект круглого стола для родителей "Коллекционирование как средство развития познавательной инициативы"

В данном конспекте приведен пример круглого стола для родителей старшей группы детского сада по технологии коллекционирования. Рассматривается как средство развития познавательной инициативы, самостоя...

Методическая разработка План-конспект занятия в ДОУ по развитию речи в младшей группе «Звездочки» на тему « Домашние животные »

Тема НОД : Домашние животные.   Цель: Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ. (знакомство детей с домашними животными и их детёнышами: корова, свинья, коз...

Методическая разработка: "План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"

Методическая разработка : "План- конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет  " Исторический лабиринт"...

Методическая разработка (план-конспект) для детей средней группы. НОД в области художественно-эстетического развития. Тема:"Арбуз"

НОД в области художественно-зстетического развития, в средней группеЗдравствуйте, дорогие друзья! Давно хотела поделиться с Вами занятием, которое я провела с детьми средней группы. Его также мо...

Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении ...