Конспект НОД "Посиделки".
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Посиделки»
(Конспект непосредственной образовательной деятельности).
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».
К.Д. Ушинский.
Знакомя детей с истоками народной культуры, традициями, предметами старины, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта.
Чтобы сделать процесс ознакомления с историей России увлекательным и интересным в группе прошла тематическая неделя «Русское народное творчество».
Цель: знакомство детей с русским народным бытом.
Задачи по образовательным областям:
1. «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, формировать чувство национального достоинства.
2. «Познавательное развитие»: знакомить детей с народными традициями,
углублять знания детей об особенностях предметов старинного русского быта; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, расширять кругозор детей.
3. «Речевое развитие»: побуждать интерес к произведениям устного народного творчества; формировать образную речь детей; употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти).
4. «Художественно-эстетическое развитие»: использовать средства изобразительной деятельности для закрепления знаний о народно-прикладном искусстве; показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках; развивать интерес к русской народной музыке, желание её слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.
5. «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук, накапливать и обобщать двигательный опыт детей по средствам русской народной игры.
Оборудование:
1. Предметы быта: вышитая скатерть, полотенца (рушники); сарафан, косоворотка, вязаные дорожки, лапти, горшки, миски, ухват, кочерга, веник.
2. Художественный материал: карандаши, раскраски «Дымковская игрушка».
3. Музыкальный материал: аудиозаписи «Русская народная музыка».
Ход занятия.
(Занятие проводится в групповой оформленной под русскую избу).
Воспитатель встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Хорошему гостю хозяин рад!
- Много гостей, много и новостей.
В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, плели лапти, корзины, делали игрушки для детей. Такие вечера назывались посиделками.
А сейчас, ребята, осмотрите «избу» и назовите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое; лапти - плетёные, коврик - вязаный).
А сейчас, я приглашаю вас на посиделки!
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим. (Девочка принимает каравай, благодарит с поклоном).
Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру «Арина».
Долгая, Арина, встань выше овина.
Рученьки сложи, чьё имя, укажи!
Хожу, гуляю вдоль караваю.
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!
Вспитатель:
- Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:
- Без труда не выудишь рыбку из пруда.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Разговорами кашу не сваришь.
- Сделал дело – гуляй смело.
Ребята, а как вы можете объяснить пословицу: «Сделал дело – гуляй смело».
Я приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в нашей «избе».
Кто отгадает, тот покажет, как пользоваться отгадкой. (Дети отгадывают загадки).
- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
- Никогда не ест, а только пьёт да кипяток льёт. (Самовар)
- Кто в избе рогат? (Ухват)
- Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
- Чёрный конь скачет. (Кочерга)
- Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
- Сорок братцев вместе живут, мусор метут. (Веник)
А сейчас давайте послушаем шутки – прибаутки.
Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А, что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Пётр, что делает?
- Да на печи лежит.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень!
Пошутили, пора бы нам и поработать, раскрасить для малышей игрушки.
А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять. (Музыкально – пальчиковая гимнастика «Зеркало»).
А после работы всех приглашаю на чай с караваем!
Использованная литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....