Конспект НОД "Посиделки".
методическая разработка по развитию речи

Знакомство детей с русским народным бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Посиделки»

(Конспект непосредственной образовательной деятельности).

        «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

                                                                                К.Д. Ушинский.

         Знакомя детей с истоками народной культуры, традициями, предметами старины, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта.

        Чтобы сделать процесс ознакомления с историей России увлекательным и интересным в группе прошла тематическая неделя «Русское народное творчество».

        Цель: знакомство детей с русским народным бытом.

        Задачи по образовательным областям:

1. «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, формировать чувство национального достоинства.

2. «Познавательное развитие»: знакомить детей с народными традициями,

углублять знания детей об особенностях предметов старинного русского быта; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, расширять кругозор детей.

3. «Речевое развитие»: побуждать интерес к произведениям устного народного творчества; формировать образную речь детей; употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти).

4. «Художественно-эстетическое развитие»: использовать средства изобразительной деятельности для закрепления знаний о народно-прикладном искусстве; показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках; развивать интерес к русской народной музыке, желание её слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.

5. «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук, накапливать и обобщать двигательный опыт детей по средствам русской народной игры.

        

        Оборудование:

1. Предметы быта: вышитая скатерть, полотенца (рушники); сарафан, косоворотка, вязаные дорожки, лапти, горшки, миски, ухват, кочерга, веник.

2. Художественный материал: карандаши, раскраски «Дымковская игрушка».

3. Музыкальный материал: аудиозаписи «Русская народная музыка».

        Ход занятия.

(Занятие проводится в групповой оформленной под русскую избу).

Воспитатель встречает детей:

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Хорошему гостю хозяин рад!

- Много гостей, много и новостей.

        

        В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, плели лапти, корзины, делали игрушки для детей. Такие вечера назывались посиделками.

        А сейчас, ребята, осмотрите «избу» и назовите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое; лапти - плетёные, коврик - вязаный).

А сейчас, я приглашаю вас на посиделки!

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим. (Девочка принимает каравай, благодарит с поклоном).

Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру «Арина».

Долгая, Арина, встань выше овина.

Рученьки сложи, чьё имя, укажи!

Хожу, гуляю вдоль караваю.

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Вспитатель: 

- Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

- Без труда не выудишь рыбку из пруда.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Разговорами кашу не сваришь.

- Сделал дело – гуляй смело.

Ребята, а как вы можете объяснить пословицу: «Сделал дело – гуляй смело».

                 

Я приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в нашей «избе».

Кто отгадает, тот покажет, как пользоваться отгадкой. (Дети отгадывают загадки).

- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Никогда не ест, а только пьёт да кипяток льёт. (Самовар)

- Кто в избе рогат? (Ухват)

- Бычок рогат, в руках зажат,

  Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

- Чёрный конь скачет. (Кочерга)

- Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)

- Сорок братцев вместе живут, мусор метут. (Веник)

А сейчас давайте послушаем шутки – прибаутки. 

Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А, что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр, что делает?

- Да на печи лежит.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень!

Пошутили, пора бы нам и поработать, раскрасить для малышей игрушки.

А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять. (Музыкально – пальчиковая гимнастика «Зеркало»).

А после работы всех приглашаю на чай с караваем!

 

        Использованная литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....